Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.08.2004 N Ф08-3864/2004-1487А Из материалов дела видно и не оспаривается заявителем, что требования статьи “Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица“ Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ не выполнены, поэтому налоговой инспекцией обоснованно не внесена запись в государственный реестр юридических лиц о ликвидации товарищества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 августа 2004 года Дело N Ф08-3864/2004-1487А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя от заявителя - Черевань Д.М., представителя от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Анапа, в отсутствие заявителя - Черевань Д.М., надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Черевань Д.М. на решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-26353/2003-57/447, установил следующее.

Черевань Д.М. - учредитель ТОО “Юлия“ - обратился в арбитражный суд с заявлением о признании неправомерным бездействия
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Анапа (далее - налоговая инспекция), выразившегося в том, что налоговый орган не завершает ликвидацию товарищества.

Решением суда от 29.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что порядок ликвидации юридического лица, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“, ликвидационной комиссией ТОО “Юлия“ не соблюден.

Черевань Д.М. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что ликвидация ТОО “Юлия“ обоснованно произведена им в соответствии со статьями 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом РСФСР от 25.12.90 N 445-1 “О предприятиях и предпринимательской деятельности“.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2001 по делу N А32-3062/2001-12/106 удовлетворены требования налоговой инспекции о ликвидации ТОО “Юлия“, которая возложена на учредителей общества: Черевань Д.М. и Черевань Е.Б.

Во исполнение решения суда 23.11.2000 закрыт расчетный счет товарищества, что подтверждается уведомлением о закрытии счета.

1 мая 2001 года товарищество направило в налоговый орган сообщение о ликвидации юридического лица и обратилось в администрацию г. Анапа с заявлением о регистрации ликвидации.

Суд первой инстанции установил, что сообщение о ликвидации опубликовано в газете 07.06.2001.

3 декабря 2002 года ликвидирована печать ТОО “Юлия“ (квитанция Новороссийского полиграфобъединения N
615).

8 октября 2002 года налогоплательщиком в ИМНС по г. Анапа подан ликвидационный баланс.

Государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица оплачена 16 декабря 2002 года.

3 ноября 2003 года Черевань Д.М. обратился в налоговую инспекцию с требованием ликвидировать товарищество.

Налоговый орган в письме от 19.11.2003 N 4/25022 разъяснил заявителю порядок ликвидации организации, установленный действующим законодательством. В связи с тем, что организацией указанный порядок не соблюден, она не ликвидирована. С обжалованием бездействия налогового органа учредитель ТОО “Юлия“ обратился в арбитражный суд.

Принимая судебные акты, суды правильно указали на то, что к моменту вступления в законную силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ товариществом ликвидация не завершена.

В соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией последнее обязано представить в регистрирующий орган следующий пакет документов:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

В силу подпункта “а“ пункта 1 статьи 23 Закона “О государственной регистрации юридических лиц“ в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов допускается отказ в государственной регистрации.

Поскольку ликвидационная комиссия ТОО “Юлия“ в нарушение указанной нормы права при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица не представила необходимые документы, налоговая инспекция
обоснованно не произвела действия по снятию с регистрационного учета и внесению записи в государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела видно и не оспаривается заявителем, что требования статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц“ не выполнены, поэтому налоговой инспекцией обоснованно не внесена запись в государственный реестр юридических лиц о ликвидации ТОО “Юлия“.

Таким образом, обжалованные судебные акты не противоречат нормам действующего административного права и обстоятельствам дела, которые исследованы судом полно, всесторонне и получили соответствующую правовую оценку.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-26353/2003-57/447 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.