Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.08.2004 N Ф08-3120/2004 Согласно статье “Участие в деле прокурора“ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделка по отчуждению имущества государственным предприятием может быть оспорена прокурором.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 августа 2004 года Дело N Ф08-3120/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в заседании представителей прокуратуры Республики Северная Осетия - Алания, государственного унитарного предприятия “Концерн “Севосетиннефтегазпром“, ООО “Аланиянефтегаз“, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Аланиянефтегаз“ на решение от 12.04.2004 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-322/2004-3, установил следующее.

Прокурор Республики Северная Осетия - Алания обратился в арбитражный суд с иском к концерну “Севосетиннефтегазпром“ (далее - концерн) и ООО “Аланиянефтегаз“ о признании недействительной и применении последствий недействительности сделки по передаче
указанному обществу скважины N 944 Ахловского нефтяного месторождения.

Решением от 12.04.2004 иск удовлетворен на том основании, что сделка в нарушение требований закона совершена без согласия собственника и на безвозмездной основе.

При рассмотрении дела суд исходил из следующих обстоятельств.

1 августа 1994 года Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации N 4524/03 во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.06.94 N 943-р создан концерн “Севосетиннефтегазпром“, являющийся государственным унитарным предприятием. В соответствии с уставом федеральное имущество, находящееся на балансе концерна, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

28 февраля 1997 года нефтегазодобывающее управление “Малгобекнефть“ государственного объединения “Ингушнефтегазпром“ по акту приема-передачи передало на баланс концерна скважину N 944. Концерн получил лицензию на право пользования Ахловским нефтяным месторождением, в том числе на добычу нефти.

В письме от 25.04.2000 концерн обратился к первому заместителю министра топлива и энергетики Российской Федерации о разрешении создания ООО “Аланиянефтегаз“ с целью привлечения финансовых средств для восстановления простаивающих скважин и возобновления добычи нефти на Ахловском нефтяном месторождении. В письме от 26.04.2000 Министерство топлива и энергетики Российской Федерации согласилось на учреждение ООО “Аланиянефтегаз“ с участием концерна, при условии внесения концерном в качестве вклада в уставный капитал общества имущества в форме продукции (нефть и газ на общую сумму 255 тыс. рублей) и сохранения доли концерна в уставном капитале общества не менее 51% при любых изменениях в уставном капитале.

12 мая 2000 года постановлением администрации Моздокского района N 34-р зарегистрировано ООО “Аланиянефтегаз“ с уставным капиталом 500 тыс. рублей. Учредителями общества являлись концерн и ООО “Рейтинг-2000“. Доля концерна в уставном капитале составила 51% на
сумму 255 тыс. рублей.

15 апреля 2002 года концерн и ООО “Аланиянефтегаз“ заключили договор о передаче скважины N 944 со всеми принадлежностями и относящимися к ней документами во временное пользование общества до 01.09.2012. По акту приема-передачи от 17.04.2002 скважина передана с баланса концерна на баланс ООО “Аланиянефтегаз“. В акте сделана ссылка на то, что геолого-техническая документация передана раньше, а сама скважина находится в эксплуатации общества с 01.01.2001.

На запрос прокуратуры Республики Северная Осетия - Алания Министерство топлива и энергетики Российской Федерации в письме от 21.01.2004 указало, что передачу скважины N 944 Ахловского нефтяного месторождения концерн с Министерством не согласовал.

По акту от 19.03.2004 скважина N 944 передана с баланса ООО “Аланиянефтегаз“ на баланс концерна до получения согласия собственника.

В кассационной жалобе ООО “Аланиянефтегаз“ просит решение от 12.04.2004 отменить, в иске отказать. Жалоба мотивирована следующим:

- скважина N 944 не включена в перечень имущества, переданного собственником в хозяйственное ведение концерна, поэтому согласия Министерства топлива и энергетики Российской Федерации на распоряжение указанной скважиной концерну не требуется;

- собственником спорного имущества является концерн, поскольку право федеральной собственности на скважину не подтверждено - она не указана в реестре федерального имущества.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное унитарное предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Собственник (Российская Федерация) в лице уполномоченных на распоряжение имуществом органов не давало согласия на отчуждение скважины N 944. Таким образом, концерн неправомерно распорядился скважиной, поэтому договор от
15.04.2002 о передаче скважины N 944 в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой. Такая сделка может быть оспорена прокурором согласно статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установившей право прокурора заявлять иски о признании недействительными сделок, заключенных государственными предприятиями.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не обладающая правом собственности на закрепленное за ней имущество. Следовательно, концерн в силу закона не может быть собственником имущества и самостоятельно им распоряжаться. Ссылка на отсутствие спорного объекта в перечне имущества, закрепленного за концерном, и в реестре государственной собственности несостоятельна, поскольку имущество относится к государственной собственности и с момента передачи на баланс концерна находится в его хозяйственном ведении в силу закона и устава концерна “Севосетиннефтегазпром“.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.04.2004 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-322/2004-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.