Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.07.2004 N Ф08-2831/04 по делу N А53-14553/03-С5-19 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления муниципального органа отказано правомерно, так как перенос рынка соответствует требованиям статьи 1 Федерального закона “О борьбе с терроризмом“, поскольку имеет предупредительный, антитеррористический характер.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2004 г. N Ф08-2831/04

Дело N А53-14553/03-С5-19

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воротникова А.Е., судей Айбатулина К.К. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - атамана Сулинского казачьего круга Попова С.А., в отсутствие ответчика - администрации г. Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области, третьих лиц - Комитета по управлению имуществом г. Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области, службы мобилизационной подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по г. Красный Сулин и Красносулинскому району Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Сулинского казачьего круга
на решение от 02.02.04 (судья Колесник И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 07.04.04 (судьи Корецкий О.А., Захарова Л.А., Величко М.Г.) Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14553/03-С5-19, установил следующее.

Сулинский казачий круг обратился с иском к администрации г. Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области (далее - администрация) о признании недействительным пункта 4 постановления главы администрации этого муниципального образования “О дополнительных мерах по предупреждению террористической деятельности на территории города и района“ от 30.09.03 N 1893 (уточненные требования).

Иск обоснован тем, что ответчик оспариваемым постановлением неправомерно закрыл Казачий рынок, имущество которого и занимаемый им земельный участок находятся у истца на основании договоров аренды.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет по управлению имуществом г. Красный Сулин и Красносулинскому району Ростовской области (далее - комитет) и служба мобилизационной подготовки по ГО и ЧС этого же муниципального образования.

Решением от 02.02.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.04.04, в иске отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года “О борьбе с терроризмом“ и во исполнение распоряжения главы Администрации Ростовской области от 16.04.01 N 155 “О дополнительных мерах по предупреждению террористической деятельности в Ростовской области“ Кроме того, причиной прекращения деятельности рынка послужили нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В кассационной жалобе Сулинский казачий круг просит отменить вынесенные по делу судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что распоряжением главы администрации Ростовской области от 16.04.01 N 155 “О дополнительных мерах по предупреждению террористической деятельности в Ростовской области“ не предусмотрены
такие меры обеспечения безопасности, как перенос рынка либо его закрытие. В комплекс антитеррористических мероприятий включены постоянный осмотр мест торговли, контроль за въездом и стоянками. Казачьим кругом предприняты все меры для обеспечения безопасности на рынке. Ответчиком нарушены нормы статей 310, 450, 610 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как изданием оспариваемого постановления администрация фактически прекратила арендные отношения с истцом.

Ответчик и третьи лица отзывов на кассационную жалобу не представили. В судебном заседании представитель истца повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Изучив материалы дела и выслушав представителя казачьего круга, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области от 28.02.94 N 209 Сулинскому казачьему кругу для организации рыночной торговли сроком на 10 лет переданы здания и территория бывших гаражей Сулинского металлургического завода.

30 марта 1994 года комитет и истец заключили договор аренды бывших гаражей сроком на 10 лет. Дополнительными соглашениями от 16.09.98 и 31.12.2000 срок действия договора продлен до 03.03.04.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.99 N 1040 “О мерах по противодействию терроризму“ главой администрации Ростовской области издано распоряжение от 16.04.01 N 155 “О дополнительных мерах по предупреждению террористической деятельности в Ростовской области“.

Пунктом 8 данного распоряжения главам муниципальных образований предписано осуществить меры по предотвращению террористических актов и диверсий на территории области в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации (т. 1, л. д. 80).

Во исполнение названных актов главой администрации г. Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области издано постановление “О дополнительных
мерах по предупреждению террористической деятельности на территории города и района“ от 30.09.03 N 1893. Пунктом 4 указанного постановления Казачий рынок закрыт с 06.10.03. (т. 1, л. д. 6).

Постановлением от 09.12.03 названный пункт дополнен текстом следующего содержания: “Предложить Сулинскому казачьему кругу выделить из состава муниципальных земель земельный участок на праве долгосрочной аренды по улице 50 лет Октября для организации рынка; провести перепрофилирование объектов недвижимости, расположенных на территории Казачьего рынка, исключающее возможность массового скопления людей и автотранспорта“. Таким образом, рынок фактически перенесен в другое, более соответствующее требованиям общественной безопасности место.

Согласно имеющейся в деле справке главного архитектора г. Красный Сулин и Красносулинского района Казачий рынок расположен в непосредственной близости от жилых домов, общеобразовательной школы и городских коммуникаций.

Телеграммой региональной антитеррористической комиссии главе администрации г. Красный Сулин предписано рассмотреть вопрос о переносе рынков, в которых не обеспечен необходимый уровень защиты от террористических угроз (т. 2, л.д. 66).

Таким образом, перенос рынка соответствует требованиям статьи 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года “О борьбе с терроризмом“, поскольку имеет предупредительный, антитеррористический характер. Глава муниципального образования в соответствии с постановлением главы администрации Ростовской области от 16.04.01 обязан безотлагательно осуществить комплекс мероприятий, направленных на усиление безопасности жилых микрорайонов и мест массового пребывания людей.

С учетом изложенного а также пункта 7 Положения о региональной антитеррористической комиссии, согласно которому решения комиссии являются обязательными для органов местного самоуправления, судебные инстанции сделали правомерный вывод о законности оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 года N 8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации“ при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, Законом РФ от 27 апреля 1993 года “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“), также и нормативного акта, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ и пункта 2 статьи 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 02.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.04.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14553/03-С5-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.Е.ВОРОТНИКОВ

Судьи

К.К.АЙБАТУЛИН

О.В.ЛЕОНОВА