Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.06.2004 N Ф08-2263/04 по делу N А53-13430/03-С1-12 Дело по иску о взыскании убытков направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил, составлялись ли акты сверок фактических затрат, подавались ли истцом своевременно и надлежаще оформленные заявки на компенсацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2004 г. N Ф08-2263/04

Дело N А53-13430/03-С1-12

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Белоусовой Л.В., судей Илюшникова С.М. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества “Ростовэнерго“ - Борзых Е.В. (доверенность от 05.01.04), от ответчиков: муниципального учреждения “Департамент городского хозяйства администрации г. Новочеркасска“ - Гужковой Е.А. (доверенность от 12.04.04), государственного учреждения министерства труда и социального развития Ростовской области - Сурковой И.В. (доверенность от 05.01.04), министерства финансов Ростовской области - Завозина С.А. (доверенность от 05.01.04), в отсутствие в судебном заседании представителей управления труда и социального развития администрации г. Новочеркасска,
финансового управления администрации г. Новочеркасска, администрации г. Новочеркасска, Управления федерального казначейства по Ростовской области, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы министерства финансов Ростовской области и муниципального учреждения “Департамент городского хозяйства администрации г. Новочеркасска“ на решение от 16.12.03 (судья Пильтенко С.А.) и постановление апелляционной инстанции от 26.02.04 (судьи Атрохова Т.И., Захарова Л.А., Ехлакова С.В.) Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-13430/03-С1-12, установил следующее.

ОАО “Ростовэнерго“ в лице филиала “Энергосбыт“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУ “Департамент городского хозяйства администрации г. Новочеркасска“ (далее - учреждение), министерству финансов Ростовской области. УФК по Ростовской области. Министерству финансов Российской Федерации. ГУ министерство труда и социального развития Ростовской области, администрации г. Новочеркасска о взыскании 3 844 рублей 52 копеек убытков, причиненных предоставлением в период с 01.10.2000 по 31 12.2000 льгот по оплате электроснабжения

Определением от 29.10.03 по ходатайству истца в качестве ответчика привлечено финансовое управление администрации г. Новочеркасска.

Решением от 16.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.04, с учреждения и субсидиарно с министерства финансов Ростовской области в пользу общества взыскано 3 844 рубля 52 копейки убытков. В остальной части иска отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ и постановлением мэра г. Новочеркасска от 31.07.2000 N 2300 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям города“ финансирование компенсации льгот осуществляется из средств областного бюджета, обязанность возмещения убытков возложена на учреждение.

В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление апелляционной
инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, размер причиненных истцу убытков не подтвержден материалами дела. Истцом не представлены доказательства оплаты энергии по льготному тарифу. Затраты, связанные с предоставлением льгот, истцом к оплате не выставлялись. Обязанность по сверке затрат истцом не исполнена. Заявки на возмещение затрат истцом не представлялись. В силу статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства влияют на размер ответственности лица, не исполнившего обязательство. Кроме того, с 2003 года возмещение затрат производится управлением труда и социального развития г. Новочеркасска, которому и выделяются соответствующие средства.

Министерство финансов Ростовской области в кассационной жалобе также указывает на неподтвержденность предоставления льгот первичными документами и считает необоснованным привлечение его к участию в деле, поскольку в силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти финансируется из федерального бюджета.

Отзыв на кассационные жалобы не представлен. Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям

Как видно из материалов дела, в период с 01.10.2000 по 31.12.2000 общество произвело отпуск гражданам электроэнергии с предоставлением 50%-ной скидки по ее оплате в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“.

В связи с отказом учреждения в компенсации предоставленных льгот истец обратился с иском в суд.

Постановлением Главы администрации Ростовской области от 10.05.2000 N 156 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области“, установлено, что компенсация выпадающих доходов должна производиться на основании подтвержденных
учреждением соцзащиты списков граждан, действующих тарифов, нормативов потребления услуг, ежемесячных актов сверок об объемах фактических затрат, понесенных истцом при предоставлении льгот в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

Обязанность заключить договор о предоставлении льготируемых услуг и вести соответствующие расчеты с предприятиями-исполнителями возложена на администрации городов и районов в лице их уполномоченных органов. Субсидии со счетов министерства финансов области перечисляются финансовым органам муниципальных образований, которые, в свою очередь, направляют денежные средства бюджетным организациям (пункты 9, 11, 13, 14 постановления главы администрации Ростовской области от 10.05.2000 N 156).

Постановлением мэра г. Новочеркасска от 31.07.2000 N 2300 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям города“ в качестве лица, заключающего от имени администрации города договоры о предоставлении льготируемых услуг на соответствующий финансовый год, указано учреждение (пункты 8, 15.5). Пунктом 9 утвержденного указанным постановлением Положения установлено, что перечисление субвенций, установленных законом об областном бюджете и решением городской Думы “О бюджете города Новочеркасска“ на очередной финансовый год осуществляется исходя из фактических расходов, произведенных предприятиями соответствующих отраслей, предоставивших льготы гражданам, на основе заявок прямых получателей бюджетных средств. Заявки предоставляются в финансовый отдел в срок до 15 числа текущего месяца для представления заявки в министерство финансов области. К заявке прилагаются копии актов сверок с предприятиями, предоставившими льготы гражданам.

Таким образом, органами государственной власти Ростовской области и органами местного самоуправления г. Новочеркасска установлен особый порядок получения компенсации расходов на предоставление льгот. Удовлетворяя исковые требования, суд не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора. Не исследован вопрос о соблюдении обществом установленного
постановлением Главы администрации Ростовской области от 10.05.2000 N 156 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области“ и постановлением мэра г. Новочеркасска от 31.07.2000 N 2300 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям города“ порядка компенсации расходов на предоставление льгот Суд не установил, составлялись ли акты сверок фактических затрат, подавались ли истцом своевременно и надлежаще оформленные заявки на компенсацию. При рассмотрении дела арбитражный суд не выяснил, какими первичными документами подтверждается расчет истца и суммы, указанные в иске. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие фактические затраты истца по предоставлению услуг населению, платежные документы, подтверждающие частичную оплату. Судами не дана оценка доводам ответчика о передаче функции по возмещению затрат на предоставление льгот от учреждения управлению труда и социального развития г. Новочеркасска. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ предоставление льгот возложено на субъекты федерации. Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней финансируется из федерального бюджета. Следовательно, требует разрешения вопрос о том, за счет бюджета какого уровня подлежат компенсации расходы на предоставление льгот, а также в каком объеме вышестоящими бюджетами исполнены обязанности по компенсации расходов бюджетов нижестоящих уровней. В зависимости от разрешения данного вопроса необходимо обсудить вопрос о привлечении к участию в деле соответствующих распорядителей бюджетных средств.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также
не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать вопрос о принятии истцом всех необходимых мер для получения компенсации с учетом установленного порядка, проверить подтвержденность расчета исковых требований первичными документами и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуальною кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 16.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-13430/03-С1-12 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Судебные расходы распределить при новом рассмотрении дела.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.БЕЛОУСОВА

Судьи

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Л.Н.ПЛОТНИКОВА