Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2004 N А05-4796/03-196/21 Суд взыскал с Минфина РФ убытки, образовавшиеся в результате предоставления инвалидам скидки за пользование телефоном, поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета субъекту РФ субсидии на возмещение указанных расходов в достаточном размере и проверкой контрольно-счетной палаты не выявлено нецелевого использования субъектом РФ бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2004 года Дело N А05-4796/03-196/21“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И., при участии от ОАО “Северо-Западный Телеком“ Моисеенко И.Н. (доверенность от 26.12.2003), от Департамента финансов администрации Архангельской области Самодурова С.В. (доверенность от 15.01.2004), рассмотрев 29.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 25.11.2003 (судья Цыганков А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 25.03.2004 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4796/03-196/21,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северо-Западный Телеком“ в лице филиала “Артелеком Архангельской области“ (далее - ОАО
“Северо-Западный Телеком“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда РФ), а также к Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области о взыскании 1170571 руб. 90 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50-процентной скидки за пользование телефоном в период с октября по декабрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон).

Решением от 25.11.2003 исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2004 решение изменено. В удовлетворении требований в сумме 195134 руб. 34 коп. (сумма налога на добавленную стоимость, далее - НДС) отказано.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права.

Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:

- вина Минфина РФ отсутствует, так как он полностью выполнил свои бюджетные обязательства;

- суд необоснованно принял в качестве допустимого доказательства акт проверки Счетной палаты Российской Федерации, который является только рабочим материалом для составления отчета о проведении контрольного мероприятия;

- финансирование Закона в форме субсидий предполагает долевое участие субъекта Российской Федерации;

- из размера убытков должна быть исключена сумма НДС, перечисленная истцу в 2002 году.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов
нет.

Как следует из материалов дела, истец с октября по декабрь 2002 года в соответствии со статьей 28 Закона предоставил инвалидам льготы по оплате услуг связи в сумме 1170571 руб. 90 коп. (включая НДС в сумме 195134 руб. 34 коп.).

Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.

Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.

Согласно статье 55 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Статьей 57 этого же Закона на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрено выделение Архангельской области субсидий из Фонда компенсаций в сумме 165939 тыс. руб.

Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным порядком средства
Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином РФ на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Указанные денежные средства получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, в том числе МО “Город Архангельск“ перечислено 4744900 руб., которое, в свою очередь, в полном объеме перечислило их предприятиям и организациям, оказывающим льготные услуги, в том числе и истцу.

Однако денежных средств, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Архангельской области, оказалось недостаточно.

Согласно акту от 27.03.2003 Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка использования денежных средств Фонда компенсаций, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Архангельской области. Было установлено отсутствие нецелевого использования выделенных средств, а также наличие задолженности Российской Федерации перед Архангельской областью на выполнение Закона в размере 41805,0 тыс. руб.

В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила), действие которых продлено на 2001 - 2003 годы, финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда РФ в финансовом году. Как установлено судом первой инстанции, Минтруда РФ в 2002 году средства федерального бюджета на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона инвалидам и абонентской плате за пользование им в части возмещения расходов операторам связи не выделялись.

Объем оказанных услуг ответчиками не оспаривается и подтверждается имеющимися в материалах дела актами сверки.

Довод подателя жалобы о том, что финансирование Закона в форме субсидий
предполагает долевое участие субъекта Российской Федерации, является несостоятельным.

По мнению кассационной инстанции, финансирование Закона в форме субсидий предполагает, что финансирование в части льгот, установленных федеральным законодателем, должно осуществляться за счет федерального бюджета, а в случае установления дополнительных льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 5 Закона их финансирование должно осуществляться за счет средств бюджетов этих субъектов.

Довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере, а нецелевого использования бюджетных средств Архангельской областью при проверке контрольно-счетной палатой выявлено не было.

Довод подателя жалобы о том, что акт проверки Счетной палаты Российской Федерации необоснованно принят судом в качестве допустимого доказательства, является несостоятельным, поскольку результаты проверки, изложенные в этом акте, никем из ответчиков не опровергнуты.

Также не может быть принят во внимание и довод подателя жалобы о том, что Департамент финансов администрации Архангельской области не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных средств на компенсацию льгот инвалидам, поскольку на бюджет субъекта Российской Федерации законом не возложена обязанность по компенсации расходов организациям, оказывающим услуги получателям льгот.

Довод Минфина РФ о необходимости исключения из размера взыскиваемых убытков суммы НДС, перечисленной истцу в 2002 году, также не может быть принят во внимание, поскольку период взыскания по настоящему иску не охватывает период 2002 года, на который указывает податель жалобы.

Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов
не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 25.03.2004 по делу N А05-4796/03-196/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

КИРИЛЛОВА И.И.