Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2004 N Ф08-1034/2004 Отсутствие бюджетного финансирования на возмещение затрат по фактическому предоставлению льгот не может являться основанием для неисполнения обязанности по их возмещению, так как законом предусмотрен учет соответствующих затрат во взаимоотношениях с вышестоящими бюджетами. При отказе в удовлетворении иска судом не выяснен порядок предоставления истцом данных о размере услуг, оказанных льготным категориям пассажиров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 марта 2004 года Дело N Ф08-1034/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от истца - открытого акционерного общества “Ипатовское АТП“, от ответчика - Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края, от третьего лица - Финансового управления Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края, в отсутствие представителей Министерства финансов Ставропольского края, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ипатовское АТП“ на постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-498/2003-С1, установил следующее.

ОАО “Ипатовское АТП“ (далее - предприятие) обратилось
в арбитражный суд с иском к Ипатовской районной администрации Ставропольского края (далее - администрация) и Министерству финансов Ставропольского края (далее - министерство) о взыскании 380541 рубля 30 копеек задолженности по возмещению расходов истца на предоставление гражданам бесплатного и льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Определением от 13.05.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края (далее - финуправление).

Решением от 29.07.2003 с администрации в пользу предприятия взыскано 380541 рубль 30 копеек.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003 решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано. Постановление мотивировано тем, что представленные истцом в подтверждение затрат документы не соответствуют фактическим обстоятельствам, а договорные обязательства администрацией исполнены.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе принятое по делу решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о несоответствии действительности представленных данных о количестве перевозимых пассажиров необоснован. Проверка данных апелляционной инстанцией осуществлена без привлечения истца. Кроме того, отсутствие у ответчиков сведений о количестве соответствующих льготников в местной базе данных не может свидетельствовать о недействительности представленных истцом доказательств.

В судебном заседании представители предприятия повторили доводы кассационной жалобы, представители администрации и финуправления высказали возражения на нее.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав стороны, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 27.04.2001 администрация и предприятие заключили договор, согласно которому предприятие обязалось предоставлять бесплатный и льготный
проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городских, пригородных и междугородных маршрутов, междугородном транспорте всем категориям граждан в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Согласно пункту 2.1.3 договора предприятие ежемесячно в срок до 15 числа следующего за отчетным месяца предоставляет финуправлению копии платежных документов, подтверждающих факт перевозки (сводный реестр с указанием стоимости проезда, километража или пунктов отправления и назначения, серии и номера билета, номера удостоверения и категории льготника).

Администрация обязалась по мере поступления средств из бюджета и в пределах бюджетного финансирования производить через финуправление возмещение расходов предприятия по предоставлению льгот согласно выставленным счетам-фактурам и копиям документов, подтверждающих факт перевозки. Срок действия договора установлен до 01.01.2002.

Предприятием в суд представлены копии реестров учета льготных пассажиров за октябрь - ноябрь 2001 года, на основании которых выставлены соответствующие счета-фактуры. Как установлено судебными инстанциями, во исполнение договорных обязательств предприятию перечислено 858966 рублей 92 копейки. Указанные в исковом заявлении счета не оплачены.

В акте сверки расчетов от 01.01.2002 финуправление подтвердило задолженность перед предприятием в размере 477972 рублей 62 копеек.

Проведенной финуправлением проверкой выявлены несоответствия данных об осуществленных перевозках фактическим обстоятельствам. Данные реестров в части не находят подтверждения в списках управления труда и социальной защиты администрации. Выборочным опросом установлено, что 7 пассажиров, указанных в перечнях лиц, которым предоставлялся льготный проезд, фактически услугами истца не пользовались. Вместе с тем в материалах дела имеются противоположные пояснения указанных пассажиров.

В связи с отказом администрации возместить 380541 рубль 30 копеек выпадающих от предоставления льгот доходов истец обратился с иском в суд.

Как указано в подпункте “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая
социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что порядок возмещения расходов утверждается, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Согласно Правилам возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных,
межкраевых, междугородных и межреспубликанских маршрутов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, финансирование расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 6 указанных Правил органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные Министерством финансов Российской Федерации средства транспортным организациям, непосредственно осуществившим перевозку ветеранов, по предъявлении указанными организациями соответствующих платежных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы. Оплата производится в пределах выделенных на указанные цели органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средств по мере их поступления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год“ действие Правил продлено до 31.12.2001.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.02.2001 N 15-п “О мерах по реализации Закона Ставропольского края “О бюджете Ставропольского края на 2001 год“ утвержден порядок финансирования в 2001 году расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О ветеранах“.

Согласно пункту 2.5 порядка финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, осуществляется финансовыми управлениями транспортным организациям по предъявлении ими документов, подтверждающих факт перевозки ветеранов и произведенные расходы.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.02.2001 N 15-п установлен лимит финансирования администрации на указанные расходы в размере 202 тыс. рублей. Тем же постановлением главам
районных государственных администраций предписано при необходимости перераспределять средства, выделяемые на реализацию Федеральных законов “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, по конкретным направлениям их использования на основе данных, подтверждающих фактические затраты организаций по предоставлению льгот.

Распоряжением главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края от 06.11.2001 N 220-р на реализацию льгот при проезде на автотранспорте, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, перераспределено 933 тысячи рублей.

Суд апелляционной инстанции, указав, что пределы обязательств администрации ограничены размером средств, выделяемых из соответствующего бюджета, не выяснил размеры выделенных по смете и фактически поступивших средств.

Кроме того, в силу статьи 10 Закона “О ветеранах“ расходы органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из указанного следует, что, несмотря на ограничение обязательств администрации в договоре от 27.04.2001 пределами бюджетного финансирования, вытекающая из закона обязанность ответчика компенсировать предприятию расходы на предоставление льгот подлежит исполнению в полном объеме. При этом отсутствие бюджетного финансирования на возмещение затрат по фактическому предоставлению льгот не может являться основанием для неисполнения обязанности по их возмещению, так как законом предусмотрен учет соответствующих затрат во взаимоотношениях с вышестоящими бюджетами.

Отсутствие в управлении труда и социальной защиты администрации данных о численности лиц, которым предоставлен бесплатный или льготный проезд, также не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку льготы предоставляются вне зависимости от территориального закрепления соответствующего ветерана.

В подтверждение понесенных затрат при предоставлении пассажирам права льготного проезда на автомобильном транспорте истец в суд представил реестры, составленные кассирами при продаже билетов на поездки в междугороднем сообщении, и реестры,
составленные кондукторами при перевозке пассажиров в пригородном транспорте. Отказ в удовлетворении иска мотивирован отсутствием доказательств факта и размера предоставленных услуг. При отказе в удовлетворении иска судом не выяснен порядок предоставления истцом данных о размере услуг, оказанных льготным категориям пассажиров.

В материалах дела имеются доказательства компенсации затрат истца (выпадающих доходов) за иные календарные периоды 2001 - 2002 годов на основании реестров, составленных истцом при осуществлении межрайонных перевозок. Суд оставил без внимания указанное обстоятельство и признал, что за указанные в исковом заявлении три месяца данные реестры надлежащим доказательством не являются. Между тем за предыдущие и последующие периоды аналогичные реестры являлись надлежащим доказательством оказания услуг льготным категориям граждан и приняты в качестве доказательства размера компенсированных выпадающих доходов.

Представители ответчиков в судебном заседании кассационной инстанции подтвердили, что по междугородным и городским перевозкам между истцом и ответчиками расхождений за спорный период по факту оказания услуг не установлено, претензий к доказательствам не имеется. В то же время суд не выяснил размер заявленных по иску затрат по данным перевозкам, отказав в удовлетворении иска в полном объеме.

Установление указанных обстоятельств в суде кассационной инстанции невозможно, так как расчет в этой части судами первой и апелляционной инстанций не проверен. При таких обстоятельствах необоснованным является вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При новом рассмотрении суду необходимо проверить смету бюджетного финансирования, выяснить размеры фактически поступивших денежных средств из федерального и краевого бюджетов, истребовать сведения о порядке их расходования, установить размер фактически непогашенной задолженности перед предприятием, выяснить согласованный сторонами порядок подтверждения затрат истца.

Руководствуясь статьями 284
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-498/2003-С1 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.