Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2004 N Ф08-908/2004-372А В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 марта 2004 года Дело N Ф08-908/2004-372А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “КЭИС“, представителя от заинтересованного лица - администрации города Краснодара, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Краснодара на решение от 16.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7364/2003-54/249, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “КЭИС“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Краснодара о признании недействительным постановления главы администрации г. Краснодара от 19.03.2003 N 510 “О внесении изменений в постановление
главы администрации города Краснодара от 14.05.2002 N 659 “О мерах по устранению недостатков, выявленных на потребительском рынке города Краснодара в ходе проведения проверок рабочими группами администрации Краснодарского края и администрации города Краснодара“.

Решением от 16.06.2003 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу о недоказанности заинтересованным лицом факта невыполнения обществом каких-либо обязательств по организации торгового ряда, послужившего основанием для принятия оспариваемого постановления.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2003 решение суда отменено, в удовлетворении требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое постановление издано в пределах установленной компетенции и не нарушает прав и законных интересов общества.

Постановлением кассационной инстанции от 04.11.2003 постановление апелляционной инстанции от 11.08.2003 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда в связи с ненадлежащим уведомлением общества о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2003 решение от 16.06.2003 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Судебный акт мотивирован тем, что администрация города Краснодара не доказала нарушение обществом принятых им обязательств и в связи с этим соответствие постановления от 19.03.2003 N 510 действующему законодательству, поскольку единственным основанием для утраты права общества на организацию мелкорозничной торговли по ул. Трамвайной - ул. Мачуги было указано “невыполнение в полном объеме ООО “КЭИС“ взятых на себя обязательств по организации торгового ряда по ул. Трамвайной - ул. Мачуги“.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация города Краснодара с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2003, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, поскольку оспариваемое постановление издано
в пределах компетенции главы администрации города Краснодара, соответствует действующему законодательству и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов общества, то основания для признания недействительным названного постановления отсутствуют.

В отзыве на кассационную жалобу общество указало, что не занимало самовольно участок для организации мелкорозничной торговли; все возложенные на общество обязанности были выполнены; размещение объектов лоточной торговли производится без оформления земельно-правовых документов; обжалуемое постановление нарушает права и законные интересы общества.

В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы жалобы и отзыва на нее.

Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, распоряжением администрации Карасунского округа мэрии города Краснодара от 13.05.98 N 116 поручено фирме “Кейс“ организовать мелкорозничную торговлю с лотков на углу улиц Трамвайной и Мачуги (остановка ТЭЦ), благоустройство, осуществление контроля за торговлей, регулярной уборкой территории мест торговли в соответствии с постановлением главы городского самоуправления - мэра г. Краснодар “Об упорядочении мелкорозничной торговли в г. Краснодаре“ N 600 от 16.04.97.

Распоряжением от 06.12.99 N 282 в связи с реорганизацией ИЧП фирмы “Кейс“ в ООО “КЭИС“ пункт 1 распоряжения администрации Карасунского округа от 13.05.98 N 116 изложен в следующей редакции: “Поручить обществу с ограниченной ответственностью “КЭИС“ (директор Кучменко Г.А.) ...“ и далее по тексту.

Постановлением главы администрации города Краснодара от 14.05.2002 N 659 “О мерах по устранению недостатков, выявленных на потребительском рынке города Краснодара в ходе проведения проверок рабочими группами администрации Краснодарского края и администрации города Краснодара“ (в соответствующей редакции) утверждена схема размещения мелкорозничной торговой
сети на территории города Краснодара.

Согласно пункту 1 подраздела “Карасунский административный округ города Краснодара“ раздела 2 приложения 1 данной схемы специально отведенное место для организации мелкорозничной торговли по ул. Трамвайной - ул. Мачуги (остановка ТЭЦ) предоставлено ООО “КЭЙС“.

Постановлением главы администрации г. Краснодара от 19.03.2003 N 510 “О внесении изменений в постановление главы администрации города Краснодара от 14.05.2002 N 659 “О мерах по устранению недостатков, выявленных на потребительском рынке города Краснодара в ходе проведения проверок рабочими группами администрации Краснодарского края и администрации города Краснодара“ в связи с невыполнением в полном объеме ООО “КЭИС“ взятых на себя обязательств по организации торгового ряда по ул. Трамвайной - ул. Мачуги (остановка ТЭЦ) вышеуказанный пункт исключен.

Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Как предусмотрено в пункте 4 Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 65 “О свободе торговли“, предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.

Из указанных нормативных актов следует, что местная администрация вправе определять места для торговли в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд указал, что администрация города Краснодара не представила доказательств, какие конкретные обязательства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления, нарушены обществом.

Письмом от 19.05.2003 N 337/19 департамент торговли и бытового обслуживания администрации города Краснодара сообщил, что постановление главы администрации города Краснодара от 19.03.2003 N 510 подготовлено во исполнение
поручения главы администрации города, данного на аппаратном совещании 03.03.2003, а также в связи с многочисленными жалобами во все инстанции жителей дома по ул. Сормовской, 116, писем МУП “Трамвайно-троллейбусное депо“.

Письмом департамента потребительского рынка и услуг без даты и номера директору ЧП “Кейс“ на подведомственном рынке (без указания, на каком рынке, а общество имеет два рынка) предлагалось устранить ряд нарушений, выявленных в ходе работы городской комиссии по ревизии рыночной сети за период с 12.05.2001 по 15.06.2001, а именно:

1. Рассмотреть вопрос демонтажа лотков вне границ территории рынка до 01.08.2001;

2. Разрешить торговлю исключительно на оборудовании промышленного производства, но не самодельном;

3. Установить биотуалет или рассмотреть такую возможность до 01.08.2001;

4. Запретить торговлю особо скоропортящимися товарами немедленно;

5. Торговые места пронумеровать до 01.08.2001;

6. Установить контрольные весы до 01.08.2001;

7. Осуществлять контроль за наличием полного пакета документов на право торговли постоянно;

8. Выполнить пункт 11 постановления главы администрации города N 1006.

Согласно акту проверки от 03.12.2001 рынков ООО “Кэйс“ по ул. Трамвайной - ул. Мачуги и по ул. Бершанской в пос. Пашковском государственным учреждением “Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Краснодаре“ на момент проверки санитарно-гигиеническое содержание рынка по ул. Трамвайной - ул. Мачуги и прилегающей территории удовлетворительное, торговые места окрашены, пронумерованы. На рынке имеется помещение для контролера, в котором выделен участок для хранения уборочного инвентаря. На рынке имеется 30 торговых мест, из них 15 бесплатных для дачников. На рынке осуществляется реализация населению плодоовощной продукции, бакалейно-кондитерских изделий в промышленной упаковке, табачных изделий, пива, прохладительных напитков, цветов, канцелярских товаров, бытовой химии. Решается вопрос об оборудовании бесплатного туалета.

Обществом заключены договоры на вывоз мусора со сроком
действия с 01.01.2000 по 31.12.2002 и с 01.08.2003 по 31.12.2003, на дератизацию со сроком действия с 01.06.2003 по 31.12.2003, на установку и обслуживание биотуалета со сроком действия с 15 октября 2003 года по 14 октября 2006 года.

Общество заключило с МУП “Институт Горкадастрпроект“ договор от 30.03.2001 на оформление земельно-правовых документов. Письмом от 18.11.2003 МУП “Институт Горкадастрпроект“ подтвердило проведение работ по указанному договору.

Общество представило подготовленный по его заказу рабочий проект электроснабжения подключения дополнительной нагрузки рынка по ул. Мачуги и ул. Трамвайной в г. Краснодаре.

На основании вышеизложенного вывод суда о том, что администрация города Краснодара не доказала нарушение обществом принятых им обязательств и в связи с этим соответствие постановления от 19.03.2003 N 510 действующему законодательству, является обоснованным.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7364/2003-54/249 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.