Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 N Ф08-764/2004-312А Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье “Понятие налога и сбора“ Налогового кодекса РФ. Следовательно, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 марта 2004 года Дело N Ф08-764/2004-312А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику и ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Гарант-Юг“, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику на постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-3813/2003, установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд
с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Гарант-Юг“ (далее - общество) штрафных санкций по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 50 рублей за нарушение срока представления расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2003 года.

Решением от 27.10.2003 заявленные налоговой инспекцией требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2003 года представлен налогоплательщиком с нарушением установленного срока.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2003 решение от 27.10.2003 отменено, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован следующим. Привлечение общества к налоговой ответственности неправомерно, поскольку общество не является плательщиком единого социального налога и не может нести ответственность за несвоевременное представление расчета по единому социальному налогу. Кроме того, суд указал, что ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации установлена пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 отменить и оставить в силе решение суда от 27.10.2003.

По мнению подателя жалобы, общество является плательщиком авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и нарушило срок представления в налоговую инспекцию расчета по указанным платежам; применение санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации“ не исключает применение санкции, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на следующее. Обязанность, указанная в подпункте 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, по представлению налоговых деклараций в налоговую инспекцию, не распространяется на представление расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата последних не регламентируется налоговым законодательством. Налоговой инспекцией нарушена процедура привлечения общества к ответственности.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, доводы отзыва на кассационную жалобу, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно налоговому уведомлению от 19.12.2002 N 8976 общество с 01.01.2003 применяет упрощенную систему налогообложения. Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2003 года был представлен обществом в налоговую инспекцию 30.04.2003.

По материалам камеральной проверки 03.07.2003 налоговой инспекцией принято решение N 293, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 50 рублей.

Пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность по представлению в налоговые органы расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения учета и отчетности. Обязанность по представлению расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предусмотрена статьей 24 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).

Исходя из Федерального закона N 167-ФЗ и принятого позднее Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.

Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога,
закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, Федеральный закон N 167-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.

В связи с изложенным, у налогового органа не имелось оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Поскольку судом апелляционной инстанции принято законное и обоснованное постановление, нарушения норм процессуального законодательства отсутствуют, оснований для его отмены судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-3813/2003 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.