Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 N Ф08-741/2004-302А В соответствии с Бюджетным кодексом РФ организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями. Имущество ответчика не подлежит обложению налогом на имущество в соответствии с Законом РФ “О налоге на имущество предприятий и организаций“ как имущество бюджетного учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 марта 2004 года Дело N Ф08-741/2004-302А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя от истца - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Лабинскому району, представителя от ответчика - государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Лабинскому району на решение от 31.10.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-19979/2003-23/621, установил следующее.

Инспекция МНС РФ по Усть-Лабинскому району обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ГУ УФПС Краснодарского края о взыскании налоговых
санкций в размере 4504 рублей.

Решением суда от 31.10.2003 в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение мотивировано тем, что ГУ УФПС Краснодарского края освобождено от уплаты налога на имущество на основании Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий и организаций“, поскольку является государственным учреждением, финансирование деятельности которого частично осуществляется из средств федерального бюджета.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

ИМНС РФ по Усть-Лабинскому району подала кассационную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявления. По мнению налогового органа, ГУ УФПС Краснодарского края не является бюджетным учреждением, а потому обязано уплачивать налог на имущество.

В отзыве на кассационную жалобу ГУ УФПС Краснодарского края просит оставить решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ГУ УФПС Краснодарского края декларации по налогу на имущество за 2002 год, в ходе которой установлено занижение налогоплательщиком налога на имущество в сумме 22522 рублей.

Решением руководителя ИМНС РФ по Усть-Лабинскому району от 30.06.2003 N 2.7-104 ГУ УФПС Краснодарского края привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество в виде взыскания штрафа в размере 4504 рублей (л.д. 6). Решение налогового органа мотивировано тем, что налогоплательщик необоснованно, в нарушение пункта “а“ статьи
4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ и статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применил льготу по налогу на имущество и не уплатил налог на имущество за 2002 год в сумме 22522 рублей. В оспариваемом решении указано, что учреждению доначислен налог на имущество в сумме 22522 рублей.

Поскольку требование от 30.06.2003 N 2.7-163 (л.д.) об уплате штрафа налогоплательщик добровольно не исполнил, налоговый орган обратился в суд с данным заявлением.

Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления налогового органа является правильным.

В соответствии с пунктом “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ (действовавшего в спорном периоде) налогом на имущество не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.

Статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ “О почтовой связи“ установлено, что организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Статьей 24 этого Закона установлено, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.

Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации зарегистрировано в качестве государственного учреждения связи, что подтверждается Положением о государственном учреждении - Управлении федеральной почтовой связи Краснодарского края Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденным председателем Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации 20.05.97 (л.д. 23-33).

Согласно пункту 4.1 Положения ГУ УФПС Краснодарского края имущество учреждения находится в федеральной собственности и закреплено за учреждением на
праве оперативного управления. Пунктом 1.7 Положения предусмотрено, что в состав ГУ УФПС Краснодарского края входят филиалы, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании положений, утверждаемых учреждением, в том числе Усть-Лабинский районный узел почтовой связи (подпункт 1.44 пункта 1.7 Положения).

Свидетельством о внесении в реестр федерального имущества (л.д. 12) подтверждается, что имущество управления является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Таким образом, управление в силу своего правового статуса является государственным учреждением, финансирование деятельности которого осуществляется частично за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.

Вывод суда о том, что имущество ГУ УФПС Краснодарского края не подлежит обложению налогом на имущество в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий и организаций“ как имущество бюджетного учреждения, является правильным.

ГУ УФПС Краснодарского края, являясь бюджетным учреждением, обоснованно воспользовалось льготой, предоставленной ему законом, и у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему налога на имущество за 2002 год в сумме 22522 рублей и начисления штрафа на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату указанной суммы налога.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.10.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-19979/2003-23/621 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.