Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2004 N А12-4445/03-С37 Поскольку администрацией субъекта РФ не были приняты меры для реализации Закона о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан в полном объеме, исковые требования в этой части обоснованно удовлетворены судом за счет казны субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 сентября 2004 года Дело N А12-4445/03-С37“

(извлечение)

Муниципальное унитарное предприятие Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 3 Дзержинского района г. Волгограда обратилось с иском к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области о взыскании убытков в сумме 2595508 руб. 01 коп., понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Дзержинского района г. Волгограда, на основании Федеральных законов “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за период 2001 - 2002 гг., в том числе 367225 руб. - убытки в
связи с предоставлением льгот по Закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, 2228282 руб. - убытки в связи с предоставлением льгот по Закону “О ветеранах“.

До принятия решения истец уточнил исковые требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 9, л. д. 59), увеличив размер взыскания убытков в связи с предоставлением льгот по Закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ на 39890 руб., то есть в общей сложности до 407115 руб.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, к участию в деле были привлечены Департамент финансов Администрации г. Волгограда, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации г. Волгограда, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района г. Волгограда“, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2004 истцу возмещены убытки в сумме 2635398 руб. 01 коп. путем взыскания с казны субъекта Российской Федерации - Волгоградской области, от имени которой выступает Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2004 решение оставлено без изменения. Судебные акты мотивированы тем, что убытки подлежат возмещению на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Размер убытков ответчиком не оспорен. Статья 10 Федерального закона “О ветеранах“ предусматривает возмещение расходов на реализацию прав и льгот, установленных данным Законом, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство допускает компенсирование выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Суммы субсидий из Фонда компенсаций, предусмотренные
в федеральном бюджете для направления в доходную часть бюджета Волгоградской области в 2001 и 2002 гг., перечислены в полном объеме, однако на реализацию указанного Закона в 2001 г. субъектом федерации было направлено 99,7% поступивших денежных средств. Ответчик не представил данных о внесении предложений в Минфин Российской Федерации об изменении размеров субсидий из Фонда компенсаций в порядке, предусмотренном Письмом Минфина Российской Федерации от 04.04.2002 N 10-02-10, хотя истец письменно извещал его о наличии убытков от предоставленных льгот.

В кассационной жалобе заявитель - Главное финансово-казначейское управление Волгоградской области, г. Волгоград, - просит решение и Постановление отменить, в иске к нему отказать, ссылаясь на необоснованность выводов суда о незаконном бездействии органов власти Волгоградской области в вопросе о компенсации истцу расходов по предоставлению льгот.

До принятия Постановления судебной коллегией был объявлен перерыв в заседании до 10.00 час. 27.09.2004 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, истец при оказании услуг населению Дзержинского района по техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда в рамках договора муниципального заказа предоставлял льготы по их оплате, предусмотренные Федеральными законами “О ветеранах“ от 12.01.95 N 5-ФЗ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.95 N 181-ФЗ.

В результате истцом понесены убытки, поскольку его затраты в связи с предоставлением льгот в 2001, 2002 гг. не были возмещены из бюджета в полном объеме. Факт предоставления указанных льгот истцом в период 2001 - 2002 гг.
и размер этих льгот подтверждены данными механизированного учета начисления платежей населения, выполненными Муниципальным унитарным предприятием “Информационно-вычислительный центр Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации г. Волгограда“, списками (реестрами) льготников, копиями лицевых счетов, копиями документов, подтверждающих право граждан на льготы.

Размер задолженности подтвержден актами сверок истца с финансовым органом района - Территориальным управлением ГФКУ по Дзержинскому району, с вышестоящей организацией истца - МУ ЖКХ Дзержинского района (т. 1, л. д. 16 - 20).

Размер убытков ответчиком не оспорен. В соответствии со ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации а) на оплату жилья в домах, независимо от вида жилищного фонда; б) на оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда, и т.д.

Законами Волгоградской области “Об областном бюджете на 2001 г.“ от 21.12.2000 N 484-ОД и “Об областном бюджете на 2002 г.“ от 26.12.2001 N 649-ОД на реализацию указанного Закона были предусмотрены соответственно в 2001 г. - 471244 тыс. руб., в 2002 г. - 7900 тыс. руб.

Несмотря на то, что в 2001 г. на реализацию указанного Закона было направлено 528657 тысяч руб. (112,2%), доводы истца о неполном погашении имеющейся задолженности по возмещению затрат на реализацию льгот согласно данному Закону ответчиком не опровергнуты.

Согласно Закону Волгоградской области от 06.10.2003 N 870-ОД “Об исполнении областного бюджета за 2002 г.“ фактически на реализацию Закона “О ветеранах“ было выделено 5000 тыс. руб., то есть
63,3%.

Таким образом, Администрацией Волгоградской области не были приняты меры для реализации указанного Закона в полном объеме, в связи с чем исковые требования в этой части обоснованно удовлетворены судом за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Главного финансово-казначейского управления Волгоградской области в соответствии с требованиями ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, также обоснованно удовлетворены за счет средств казны Волгоградской области в лице ответчика.

Пункт 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.96 N 901, предусматривает, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальному жилищному фонду возмещаются в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В тексте документа, вероятно, допущена опечатка: имелось в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901.

Суд пришел к правильному выводу о том, что анализ ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.95 не позволяет отнести финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных федеральным законодательством, к вопросам местного значения.

Пункт “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 4, 5 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации“ формирование соответствующих бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов входит в компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Суммы субсидий из Фонда компенсаций, предусмотренные в федеральном бюджете для направления в доходную часть бюджета Волгоградской области в 2001 и 2002 гг., перечислены в полном объеме. Однако согласно Закону Волгоградской области от 09.10.2002 N 740-ОД “Об исполнении областного бюджета в 2001 г.“ на реализацию указанного Закона в 2001 г. субъектом федерации было направлено 99,7% поступивших денежных средств.

Несмотря на выполнение бюджета области в 2002 г. по перечислению средств на реализацию указанного закона на 100%, фактически убытки истца компенсированы не были. При этом Главное финансово-казначейское управление не представило доказательств внесения им предложений в Минфин Российской Федерации об изменении размера субсидий из Фонда компенсаций в порядке, предусмотренном Письмом Минфина Российской Федерации от 04.04.2002 N 10-02-10, хотя информация о наличии у истца убытков от предоставления льгот своевременно доводилась до ответчика путем представления отчета по форме N 26-ЖКХ - официально установленной форме статистической отчетности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 25.05.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-4445/03-С37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.