Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.08.2004 N А12-7436/04-С25 Совершение налогоплательщиком налогового правонарушения может быть выявлено в ходе камеральной налоговой проверки в любой день в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 августа 2004 года Дело N А 12-7436/04-С25“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 5 по Волгоградской области, р.п. Городище Волгоградской области,

на решение от 31.05.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-7436/04-С25

по иску Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 5 по Волгоградской области к Закрытому акционерному обществу “Спецтранснефтестройсервис“, р.п. Городище Волгоградской области, о взыскании налоговых санкций в сумме 20885,4 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 31 мая 2004 г.
Арбитражного суда Волгоградской области иск Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 5 по Волгоградской области удовлетворен частично. С Закрытого акционерного общества “Спецтранснефтестройсервис“, Волгоградская область, Городищенский район, в пользу Налоговой инспекции взыскано 4212 руб. 40 коп. В остальной части иска отказано.

В обоснование решения судом сделан вывод о том, что о фактах неполной уплаты налога на основании дополнительно поданных деклараций налоговому органу стало известно по мере получения дополнительных деклараций, плюс время на внесение сведений в базу данных. С учетом изложенного суд признал, что установленные шестимесячные сроки для взыскания санкций налоговым органом пропущены.

В части целевого сбора на содержание милиции за 1 и 2 кварталы 2001 г. суд признал уплату налогоплательщиком в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Среднеахтубинскому району Волгоградской области, а следовательно, оплата налога налогоплательщиком судом признана исполненной.

Определяя состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 119 Налогового кодекса РФ, суд указал, что размер санкции исчисляется в зависимости от суммы, подлежащей уплате либо доплате на основании этой декларации.

Суд установил, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах (и т.д.) и не может быть составлена вместо налогоплательщика налоговым органом (в том числе и в ходе выездной налоговой проверки), привлечение к ответственности на основании ст. 119 Налогового кодекса РФ возможно только в случае представления налогоплательщиком декларации, но с нарушением установленного срока. На это обстоятельство непосредственно указывает применение указательного местоимения “этой“ перед словом “декларации“.

В ином случае, по мнению суда, (для законного привлечения к ответственности) размер санкции следовало бы исчислять от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за
отчетный налоговый период, без указания на декларацию.

Однако законодателем такая конструкция в ст. 119 Налогового кодекса РФ не применена, что исключает возможность ее применения при отсутствии декларации налогоплательщика.

В отношении неуплаты налога на добавленную стоимость по дополнительно представленным декларациям за иные периоды, по мнению суда, данные факты имели место, и ответчиком не оспариваются. Также ответчиком не оспаривается и неуплата целевого сбора на содержание милиции, за что налогоплательщик обоснованно привлечен к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании с ЗАО “Спецтранснефтестройсервис“ налоговых санкций в сумме 16670 руб. и удовлетворить кассационную жалобу и заявление налогового органа о взыскании налоговых санкций полностью.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании налоговых санкций в общей сумме 9973,8 руб., начисленных за непредставление налогоплательщиком расчетов (деклараций) по целевому сбору на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели за 1 и 2 кварталы 2001 г. в Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 5 по Волгоградской области в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления таких расчетов (деклараций), исходил из того, что при непредставлении декларации налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.

Кассационная инстанция выводы суда в указанной части признает ошибочными, так как ст. 119 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за неисполнение иной обязанности по предоставлению в соответствующих
случаях налоговой декларации.

Эта обязанность закрепляется п/п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Поскольку требование предъявлено о взыскании штрафа за неисполнение обязанности по представлению налоговой декларации, выводы суда о том, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ только за несвоевременное представление декларации, не имеют правового значения для решения вопроса о привлечении к ответственности.

Факт непредставления налоговых деклараций ответчиком не оспаривается, в связи с чем решение налогового органа о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса РФ, является правомерным.

Кассационная инстанция признает необоснованными выводы суда в отношении расчетов по целевому сбору на содержание милиции за 1, 2 кварталы 2001 г.

В проверяемом периоде (1, 2 кварталы 2001 г.) на территории Городищенского района находился филиал ЗАО “Спецтранснефтестройсервис“ - Производственная база ЗАО “СТНСС“. В нарушение п. 2 решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 10.11.2000 N 80 “Об установлении местных налогов, сборов и других платежей на территории Городищенского района на 2001 г.“ налогоплательщик расчеты по целевому сбору на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели (в части деятельности филиала) за 1, 2 кварталы 2001 г. в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Городищенскому району не представлял и целевой сбор за 1, 2 кварталы 2001 г. в бюджет Городищенского района не уплачивал.

Таким образом, сумма целевого сбора, подлежащая уплате в бюджет Городищенского района за 1,2 кварталы 2001 г., составила 3618 руб.

Решением суда налоговому органу также было отказано в удовлетворении заявления о взыскании налоговых санкций на общую сумму 6696,2 руб. на основании того, что налоговым
органом пропущен срок взыскания санкции, так как нарушения налоговым органом были выявлены по истечении трех дней со дня представления налогоплательщиком дополнительных деклараций в налоговый орган.

Кассационная инстанция выводы суда признает неправомерными в силу ст. 88 Налогового кодекса РФ, так как совершение налогоплательщиком налогового правонарушения может быть выявлено в ходе камеральной налоговой проверки в любой день в течение 3 месяцев со дня предоставления налоговой декларации.

Вопросы правильности исчисления налога на добавленную стоимость и своевременность его уплаты налогоплательщиком по дополнительным декларациям за данные налоговые периоды были проверены в ходе выездной налоговой проверки, по результатам которой был составлен соответствующий акт. Именно дата составления акта выездной налоговой проверки (28.11.2003) в данном случае будет являться точкой отсчета шестимесячного срока.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31 мая 2004 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-7436/04-С25 отменить в части отказа в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании с Закрытого акционерного общества “Спецтранснефтестройсервис“ налоговых санкций в сумме 16670 руб., кассационную жалобу удовлетворить.

Взыскать с Закрытого акционерного общества “Спецтранснефтестройсервис“ налоговые санкции в размере 16670 руб.

Взыскать с Закрытого акционерного общества “Спецтранснефтестройсервис“ государственную пошлину, подлежащую уплате в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы.

Арбитражному суду Волгоградской области произвести перерасчет по уплате государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.