Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.06.2004 N А65-284/2004-СА2-38 Нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиком экспортируемых товаров выручки, полученной по его счетам-фактурам от покупателя за приобретенные товары (работы, услуги), а также перечисления в бюджет полученных от покупателя сумм налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 июня 2004 года Дело N А65-284/2004-СА2-38

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2004

по иску Индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 08.10.2003 N 12 в части отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в сумме 27063,68 руб. за июль 2003 г. по
экспорту,

УСТАНОВИЛ:

Обжалованным судебным решением исковые требования удовлетворены в полном объеме на основании документального подтверждения истцом своего права на применение налоговой ставки ноль процентов, а также в связи с отсутствием у налогового органа законных оснований для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.

В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного акта, настаивая на правомерности своего ненормативного акта.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Из приобщенных к делу материалов усматривается, что истец представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2003 г. по налоговой ставке ноль процентов вместе с полным пакетом документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Все документы были представлены и в арбитражный суд, который дал им надлежащую правовую оценку.

В отношении данных документов налоговым органом претензий предъявлено не было.

В оспоренном решении ответчика единственным основанием для отказа в возмещении спорной суммы указано неполучение ответов из налоговых органов, где состоят на учете поставщики истца, по встречным проверкам этих поставщиков. При этом налоговый орган не оспаривал ни одного документа, представленного истцом в подтверждение уплаты налога на добавленную стоимость в стоимости приобретенного, а затем экспортированного товара.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для реализации права на возмещение налога на добавленную стоимость налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.

В
течение этого срока налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм налога на добавленную стоимость при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Названные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не связывают право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг, используемых при производстве экспортных товаров, а также не устанавливают обязанность экспортера при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению подтвердить нахождение поставщика экспортированного товара по месту своей регистрации, а также получение и оприходование им выручки, уплаченной за товары (работы, услуги) по его счетам-фактурам, и перечисление в бюджет полученных от покупателя сумм налога на добавленную стоимость

Согласно п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклараций и
предусмотренных ст. 165 Кодекса документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов. В оспариваемом же решении Инспекции не указано на отсутствие у налогоплательщика документов, предусмотренных ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, либо на их несоответствие требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации. ИМНС не представила в суд первой инстанции доказательства, опровергающие данные обстоятельства.

Напротив, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие приобретение Обществом у поставщиков товарно-материальных ценностей, используемых при экспорте товаров, и их оплаты с учетом налога на добавленную стоимость.

С заявлением о фальсификации данных доказательств Инспекция в порядке ст. 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции не обращалась.

Кроме того, налоговый орган не учитывает, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиком экспортируемых товаров выручки, полученной по его счетам-фактурам от покупателя за приобретенные товары (работы, услуги), а также перечисления в бюджет полученных от покупателя сумм налога.

В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных п. п. 1 и 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке ст. ст. 45, 46 и 47 Налогового
кодекса Российской Федерации решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).

При таких обстоятельствах судебное решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п/п. 1 п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2004 по делу N А65-284/2004-СА2-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.