Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.04.2004 N А57-11877/03-22 Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 апреля 2004 года Дело N А57-11877/03-22“

(извлечение)

Межрайонная инспекция МНС РФ N 7 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании с ЗАО “Геоинформационные системы и технологии“ 4667 руб. налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налогооблагаемой базы.

Решением от 23 ноября 2003 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004, арбитражный суд в удовлетворении иска отказал за необоснованностью.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами,
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что суммы налога на добавленную стоимость, числящиеся у ответчика на счете 19 по состоянию на 1 января 2003 г. при оплате кредиторской задолженности после перехода на упрощенную систему налогообложения вычету не подлежат.

ЗАО “Геоинформационные системы и технологии“ в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ответчиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 кв. 2003 г. По результатам проверки принято решение N 1280/3 от 09.06.2003, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 4667 руб. Ему предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также НДС в сумме 23333 руб. и пени в сумме 700 руб.

В качестве основания для принятия такого решения указано, что в нарушение п. 1 ст. 23, п/п. 3 п. 2 ст. 170, ст. 171, п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость занижен налогоплательщиком на 23333 руб. за 1 кв. 2003 г., поскольку в налоговой декларации отражена сумма налоговых вычетов при том, что с 01.01.2003 Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения и перестало являться плательщиком налога на добавленную стоимость.

В связи с неуплатой ответчиком
штрафа добровольно налоговый орган обратился за его взысканием в судебном порядке.

Согласно материалам дела по состоянию на 01.01.2003 у Предприятия на счете 19 “НДС по приобретенным товарам, работам, услугам“ числился остаток в размере 23333 руб. (Предприятие имело кредиторскую задолженность в размере 140000 руб. за полученные услуги по аренде помещения и оборудования в период с июля по декабрь 2002 г., когда ответчик являлся плательщиком НДС).

Указанная кредиторская задолженность была оплачена заявителем платежными поручениями N 18 от 11.02.2003 и N 28 от 06.03.2003 (л. д. 19, 21). В том числе был оплачен налог на добавленную стоимость. Затем была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 кв. 2003 г., в которой отражена перечисленная ему дебиторская задолженность и входной НДС в размере 14333 руб., а также поставлена к вычету сумма НДС в размере 23333 руб. по оплаченной кредиторской задолженности.

Поскольку ответчиком в составе кредиторской задолженности за 2002 г. оплачена и сумма НДС, оснований для привлечения его к налоговой ответственности за неуплату налога не имелось.

Поэтому отказ в удовлетворении заявленных требований является правильным.

В то же время коллегия считает ошибочными выводы судебных инстанций о наличии у ответчика права на налоговые вычеты.

Из материалов дела следует, что с 01.01.2003 Общество перешло на упрощенную систему налогообложения.

В силу п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС.

По смыслу ст. ст. 171, 172, 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации право на вычеты принадлежит лишь плательщику НДС. Поскольку в данном случае налогоплательщик перестал быть плательщиком НДС, права на налоговые вычеты он не имеет.

Порядок налогообложения по
упрощенной системе, в том числе особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему, определяется правилами гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-11877/03-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.