Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.02.2004 N А49-5552/03-264А/16 В удовлетворении заявления о взыскании налоговой санкции отказано правомерно, поскольку в действиях налогоплательщика, правомерно применившего налоговый вычет при исчислении суммы единого социального налога на сумму начисленных за этот же период страховых взносов, отсутствует состав налогового правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 февраля 2004 года Дело N А49-5552/03-264А/16“

(извлечение)

Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Государственному унитарному предприятию “Каменское автотранспортное предприятие“ о взыскании налоговых санкций в сумме 62502 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2002 г.

Решением от 16.12.2003 арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований.

В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства
РФ по налогам и сборам N 2 по Пензенской области просит принятое по делу решение отменить в связи с нарушением судом норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда подлежащими оставлению без изменения.

Как следует из обстоятельств дела, в ходе камеральной проверки налоговых деклараций ГУП “Каменское автотранспортное предприятие“ по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 г. налоговый орган установил неправомерное применение налогового вычета в сумме 448584 руб. 47 коп., что привело к занижению суммы единого социального налога за 2002 г., зачисляемого в федеральный бюджет.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Пензенской области вынесено решение от 03.06.2003 N 122 о привлечении ГУП “Каменское автотранспортное предприятие“ к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 62502 руб.

Судом установлено, что ответчиком начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ за 2002 г. в общей сумме 448584,47 руб., из которой уплачено 136074,31 руб. Разница между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов составила 312510,16 руб., которая налоговым органом признана занижением суммы единого социального налога.

Вывод суда об отсутствии оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в результате его занижения в связи с превышением суммы начисленных страховых
взносов (налогового вычета) над суммой уплаченных страховых взносов судебная коллегия считает правильным.

Как следует из буквального содержания абз. 4 п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ, занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

Однако положения абз. 2 п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ определяют порядок исчисления единого социального налога, в соответствии с которыми сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Правомерность исчисления заявителем суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 г. налоговый орган не ставит под сомнение, как не оспаривает и его права на применение налоговых вычетов по единому социальному налогу. Данных о занижении заявителем налоговой базы по единому социальному налогу, за исключением уменьшения сумм налога на сумму начисленных страховых взносов, налоговым органом не представлено и в материалах дела не имеется.

По смыслу п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ ответственность наступает за неуплату (неполную уплату) налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий). Как объективно
признано судом, в данном случае имело место нарушение сроков уплаты налогов, а не занижение налоговой базы.

Поэтому в действиях налогоплательщика, правомерно применившего налоговый вычет при исчислении суммы единого социального налога на сумму начисленных за этот же период страховых взносов, отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный ст. 106 Налогового кодекса РФ, под которым понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Кодексом установлена ответственность.

Вместе с тем вывод суда об отсутствии у налогового органа правовых оснований для начисления налога нельзя признать основанным на законе.

По мнению суда ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации содержит неустранимые противоречия, в результате которых в конечном счете налогоплательщик фактически лишается права на применение в данном отчетном (налоговом) периоде налогового вычета на сумму начисленных, но неуплаченных страховых взносов, а их фактическая уплата в последующие периоды не дает ему права в соответствии с правилами абз. 2 п. 2 ст. 243 Кодекса уменьшить сумму единого социального налога (сумму авансового платежа по налогу) в указанные периоды на сумму фактически уплаченных страховых взносов начисленных, в том числе и за предыдущие периоды. Кроме того, налогоплательщик будет обязан уплатить одну и ту же сумму дважды: как доначисленный единый социальный налог, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также дважды может быть привлечен к ответственности: как за неуплату единого социального налога, так и за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что, по сути, приводит к двойному взысканию и не соответствует как действующему законодательству о налогах и сборах, так и законодательству об обязательном пенсионном страховании.

Между тем при
соблюдении налогоплательщиком требований закона такая ситуация возникнуть не может. Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение
налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 настоящего Кодекса.

В случае если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 настоящего Кодекса.

Таким образом, в течение отчетного периода налогоплательщик не лишается права на применение налоговых вычетов на сумму начисленных страховых взносов и по окончании отчетного периода у него есть выбор уплатить взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации или доплатить единый социальный налог. Следовательно, о двойном налогообложении в данном случае речь идти не может.

Судебная коллегия не может также согласиться с утверждениями суда о том, что налогоплательщик будет лишен возможности учесть в текущем отчетном периоде сумму фактически уплаченных страховых взносов за предыдущий период. Закон такого ограничения не содержит, и в таких случаях подлежит применению, как следует из ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога. Положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые сослался суд, к спорным отношениям неприменимы, поскольку при соблюдении налогоплательщиком требований закона никаких неясностей и противоречий в ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится.

При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь
п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.12.2003 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-5552/03-264А/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.