Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2004 N А44-3980/03-С9 Поскольку положение ФЗ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные указанным законом, признано неконституционным, суд правомерно удовлетворил требования налогоплательщика о возврате указанного налога, исчисленного с применением повышенных ставок, установленных законом Новгородской области.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2004 года Дело N А44-3980/03-С9“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Троицкой Н.В., рассмотрев 01.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.01.04 по делу N А44-3980/03-С9 (судья Куропова Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Волотовское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Новгородской области (далее - Инспекция), выразившегося в
непринятии решения о возврате 30794 руб. 80 коп. излишне уплаченного за 2000 - 2001 годы налога с владельцев транспортных средств, и об обязании налогового органа возвратить названную сумму налога.

Решением суда от 28.01.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 28.01.04 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления в силу этого определения и особенности его исполнения, а следовательно, действует общий порядок, установленный статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“. Согласно названной норме решение Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе принимаемое в форме определения, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Таким образом, только с момента вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О фондах“) и основанные на них положения Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ “О ставках налога с владельцев транспортных средств“ (далее - Закон Новгородской области) не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 18.07.03 направило в налоговый орган измененные декларации по налогу с владельцев транспортных
средств за 2000 - 2002 годы, согласно которым налогоплательщик излишне перечислил 67309 руб. 80 коп. этого налога. В заявлении от 18.07.03 Общество просило Инспекцию возвратить названную сумму налога на его расчетный счет. Письмом от 30.07.03 N 2.1.3-01/4576 налоговый орган, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О, признал правомерным возврат налогоплательщику 36515 руб. излишне уплаченного после 10.04.02 налога с владельцев транспортных средств, а в отношении остальных сумм названного налога решения не принял.

Общество не согласилось с бездействием Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона “О фондах“, предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.

В пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“ установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.

При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Новгородской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6
Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.

Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона “О фондах“ относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества. Кроме того, судом установлено, что заявление о возврате налога с владельцев транспортных средств подано в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 28.01.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.01.04 по делу N А44-3980/03-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.