Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2004 N А31-3067/7 Материалами дела подтверждено, что истец использовал сумму средств федерального бюджета на цели, соответствующие условиям их получения, следовательно, привлечение его к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств неправомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 декабря 2004 года Дело N А31-3067/7“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш., при участии представителей от заявителя: Асафова В.Ф. (директора, паспорт серии 34 03 N 496026 выдан ОВД города Волгореченска 03.03.2003), Артемичевой В.Н. (доверенность от 05.07.2004), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Костромской области на решение от 02.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2004 по делу N А31-3067/7 Арбитражного суда Костромской области, принятые судьями Беляевой Т.Ю., Дементьевым С.Н., Брыченковым В.Б., Данченко А.А., по
заявлению государственного образовательного учреждения начального профессионального образования “Профессиональный лицей N 17“ к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Костромской области о признании незаконным и отмене уведомления и

УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования “Профессиональный лицей N 17“ (далее - Лицей) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Костромской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене уведомления от 05.05.2004 N 10 в части изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований на сумму 887857 рублей по коду экономической классификации 110330 “Продукты питания“.

Решением от 02.08.2004 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2004 указанное решение оставлено без изменения.

Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Костромской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ имеет номер 38н, а не 118н.

Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 6 статьи 161 и статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приложение N 13 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 118н, и применил не подлежащие применению письма Министерства образования Российской Федерации от 06.02.2002 N 20-51-417/20-07 и от 20.01.2003 N 20-51-55/20-05. На его взгляд, расходование средств федерального бюджета по коду экономической классификации 110330 “Продукты питания“ на выплаты студентам денежных компенсаций для приобретения питания является их нецелевым использованием, поскольку такие выплаты следовало осуществлять за счет предметной статьи 130330 “Прочие трансферты населению“.

Лицей не согласился
с доводами, изложенными в кассационной жалобе, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

В судебном заседании представители Лицея пояснили, что при составлении сметы доходов и расходов все затраты на обеспечение обучающихся питанием были включены им в предметную статью 110330 “Продукты питания“, так как в начале нового финансового года не было и не могло быть заранее известно о том, состоится ли летняя практика у студентов и какие конкретно базовые предприятия согласятся на проведение практики.

Законность принятых Арбитражным судом Костромской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Отделение федерального казначейства по городу Волгореченску провело проверку целевого использования Лицеем средств федерального бюджета в 2002 и 2003 годах, результаты которой оформило актом от 09.04.2004.

В ходе проверки, в частности, установлено, что студентам, находившимся на производственной практике за пределами учебного заведения, денежные компенсации взамен горячего питания в общей сумме 887857 рублей были выплачены за счет предметной статьи расходов 110330 “Продукты питания“, в то время как эти выплаты надлежало производить за счет статьи 130330 “Прочие трансферты населению“. Данные обстоятельства квалифицированы проверяющими как нецелевое использование бюджетных средств.

Рассмотрев представленные материалы, руководитель Управления вынес уведомление от 05.05.2004 N 10 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований по коду экономической классификации 110330 “Продукты питания“ на 887857 рублей.

Лицей не согласился с уведомлением и обжаловал этот ненормативный акт органа казначейства в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 282, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 43, пунктом 5
статьи 42 Закона Российской Федерации “Об образовании“, сделал вывод об отсутствии в действиях бюджетного учреждения нецелевого использования средств федерального бюджета, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

К таким же выводам пришел и суд апелляционной инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.

Согласно статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).

Из указанного следует, что наказуемыми являются не действия бюджетного учреждения по несоблюдению кодов экономической классификации, а действия по направлению и использованию бюджетных средств вопреки целям их получения.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что денежные средства в сумме 887857 рублей израсходованы Лицеем по целевому назначению: на питание студентов, находившихся на производственной практике, путем выплаты соответствующих компенсаций. Отвлечение этих средств за счет предметной статьи 110330 “Продукты питания“ произведено с разрешения их главного распорядителя - Министерства образования Российской Федерации (письма от 06.02.2002 N 20-51-417/20-07, от 20.01.2003 N 20-51-55/20-05). Ответственность за действия главного распорядителя средств федерального бюджета не может быть возложена на бюджетное учреждение.

Уведомление органа казначейства об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований в силу статей 282, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является ненормативным актом, который может быть обжалован в арбитражный суд.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное
Лицеем требование.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебных актов, не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.08.2004 и постановление от 05.10.2004 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3067/7 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ЕВТЕЕВА М.Ю.

Судьи

МАСЛОВА О.П.

РАДЧЕНКОВА Н.Ш.