Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2004 N А38-1278-17/325-2004 Ставки налога с владельцев транспортных средств, указанные в законе в ценах до деноминации, подлежат пересчету при уплате налога в бюджет исходя из нового масштаба цен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 1 декабря 2004 года Дело N А38-1278-17/325-2004“

(извлечение)

С учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о признании недействительным письма налогового органа от 18.12.2003 N 18-12/18171 в части отказа в зачете излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 3281 рубля 71 копейки и об обязании провести зачет излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в указанной сумме в счет предстоящих платежей.

Решением суда от 25.06.2004 заявленные требования удовлетворены
полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2004 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Республики Марий Эл.

Налоговый орган считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно статью 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Указ Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ и постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“. По его мнению, суд сделал неверный вывод о том, что при исчислении налога с владельцев транспортных средств налогоплательщик должен применять коэффициент 0,001 как произведение к ставкам налога. Общество могло подать заявление о зачете излишне уплаченного без учета деноминации налога с владельцев транспортных средств только за 1998 год, так как зачет сумм налога в более поздние сроки может повлечь для бюджета большие потери.

Предприятие отзыв на кассационную жалобу в суд не представило.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Предприятие являлось плательщиком налога с владельцев транспортных средств. 18.06.2002 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по данному налогу
за 2002 год и уплатило налог в сумме 5970 рублей. Впоследствии Общество представило в налоговый орган уточненный расчет налога с владельцев транспортных средств и заявление от 31.10.2003, в котором пояснило, что налог за 2002 год исчислен неправильно, поскольку с учетом положений Указа Президента Федерации от 04.08.1997 N 822 и постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182 сумма налога составляет 3 рубля 20 копеек. В предыдущей декларации указанный налог исчислен исходя из ставок, действовавших до деноминации рубля. Налогоплательщик просил Инспекцию зачесть излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств в сумме 5966 рублей в счет предстоящей уплаты этого налога.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Предприятием деклараций, на основании которых согласилась с наличием переплаты налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в сумме 2685 рублей. В осуществлении зачета 3281 рубля 71 копейки налога письмом от 18.12.2003 N 18-12/18171 отказано, так как Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 не предусмотрено изменение ставок налогов, подлежащих уплате в бюджет, с учетом деноминации рубля.

Не согласившись с отказом налогового органа, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“, заявленные требования удовлетворил. При этом он исходил из того, что при
исчислении налога с владельцев транспортных средств налогоплательщики должны применять ставки, рассчитанные как произведение ставок налога, установленных пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182, и коэффициента 0,001.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами права, согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований к отмене принятых судебных актов.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ предусмотрено, что налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. В этой же норме установлены конкретные ставки налога в денежном выражении в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ и принятым во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ с 1 января 1998 года в Российской Федерации произведена деноминация рубля с одновременным изменением масштаба цен в соотношении 1000 рублей в деньгах старого образца к одному рублю в новых деньгах.

В пункте 7 названного постановления предусмотрено, что все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по
этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен.

Ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, с даты принятия данного Закона не изменялись и указаны в ценах до деноминации рубля. При исчислении названного налога налогоплательщики должны применять ставки, рассчитанные как произведение ставок налога, установленных пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, и коэффициента 0,001.

Следовательно, Общество правомерно пересчитало и уменьшило сумму налога с владельцев транспортных средств за 2002 год и заявило к зачету 3281 рубль 71 копейку данного налога.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл сделал правильный вывод о том, что у налогового органа не было оснований для отказа в зачете 3281 рубля 71 копейки налога с владельцев транспортных средств за 2002 год.

Доводы заявителя жалобы о том, что зачет сумм излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год может повлечь для бюджета большие потери, судом кассационной инстанции отклоняются как не основанные на законе.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Марий Эл правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебных актов, им не допущено, поэтому кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины
с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением Инспекции от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.08.2004 Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-1278-17/325-2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.