Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2004 N А05-14148/03-769/22 Поскольку плата за пользование водными объектами относится к федеральным налогам, суд неправомерно отказал ИМНС во взыскании с общества штрафа по ст. 122 НК РФ за неполное перечисление указанной платы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2004 года Дело N А05-14148/03-769/22“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В., рассмотрев 03.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2004 по делу N А05-14148/03-769/22 (судья Хромцов В.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества “Судоремонтный завод “Красная кузница“ (далее - Общество) 69686 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполное внесение платы за пользование водными объектами.

Решением суда первой инстанции от 28.01.2004 в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, плата за пользование водными объектами подпадает под признаки налога, а следовательно, ее неуплата влечет применение ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления Обществом платы за пользование водными объектами за период с 01.01.2002 по 31.12.2002. На основании материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 25.07.2003 N 01/1-24-19/3021дсп о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 69686 руб. штрафа за неполное перечисление в бюджет платы за пользование водными объектами. Налогоплательщику также предложено уплатить не полностью внесенную плату за пользование водными объектами за 2002 год и соответствующие пени.

Инспекция установила, что Общество является пользователем водных объектов и вносит плату за пользование этими объектами. Обществу выдана лицензия на водопользование от 06.07.98 АРХ 00006 ТРЭ20 (лист дела 16). Инспекция доначислила Обществу плату за пользование водными объектами с применением пятикратного коэффициента и привлекла его к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, считая, что в нарушение статей 1 - 6 Федерального закона от
06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“ (далее - Закон “О плате за пользование водными объектами“) налогоплательщиком в проверяемый период осуществлялся безлицензионный забор воды из реки Северная Двина и не предусмотренный лицензией сброс сточных вод в акваторию реки Северная Двина. Общество не уплатило санкции в установленный в требовании налогового органа от 25.07.2003 N 01/1-24-19/1389 срок, в связи с чем Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о ее принудительном взыскании.

Отказывая Инспекции в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что плата за пользование водными объектами не является налогом, а следовательно, Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату данного платежа.

Суд кассационной инстанции считает такой вывод суда ошибочным.

Согласно Федеральному закону “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащих перечень соответствующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

В соответствии с подпунктом “ф“ пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (далее - Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“) к федеральным налогам относится плата за пользование водными объектами.

Следовательно, предусмотренная пунктом “ф“ пункта 1 статьи 19 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ плата за пользование водными объектами, являясь налогом, подлежит взиманию в обычном порядке впредь до ее отмены и (или) установления частью второй
Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений.

Порядок исчисления и уплаты данного налога регулируется Законом “О плате за пользование водными объектами“. Данным Законом установлены все существенные элементы налогообложения названной платы, в связи с чем плата за пользование водными объектами является налогом.

В соответствии со статьей 1 Закона “О плате за пользование водными объектами“ плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона “О плате за пользование водными объектами“ минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 этой статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим работам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ, прежние ставки платы, установленные статьей 4 Закона “О плате за пользование водными объектами“, с 01.01.2002 применяются с коэффициентом “2“ (статья 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ).

Более того, в статье 123 Водного кодекса Российской Федерации плата за пользование водными объектами именуется как водный налог.

Ссылки Общества и суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал вопрос о конституционности платы за загрязнение окружающей природной среды, а не платы за пользование водными объектами.

Таким образом,
поскольку согласно статье 19 Закона “Об основах налоговой системы Российской Федерации“ плата за пользование водными объектами входит в систему федеральных налогов, порядок которой в настоящее время регулируется Законом “О плате за пользование водными объектами“, то в случае неуплаты или неполной уплаты этого платежа возможно применение налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона “О плате за пользование водными объектами“ при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными пунктом 1 указанной статьи.

Поскольку налогоплательщик не уплатил 348430 руб. платы за пользование водными объектами за 2002 год, налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 69686 руб. штрафа.

Таким образом, в связи с неправильным применением норм материального права решение суда от 28.01.2004 подлежит отмене.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований Инспекции, суд не установил форму вины лица, привлекаемого к налоговой ответственности, а также обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, смягчающие обстоятельства, подлежащие учету при взыскании налоговой санкции в соответствии с требованиями статей 109 - 114 НК РФ и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П.

При новом рассмотрении суду необходимо установить форму вины лица,
привлекаемого к налоговой ответственности, указание на которую отсутствует в решении Инспекции от 25.07.2003, обстоятельства, исключающие, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2004 по делу N А05-14148/03-769/22 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

ТРОИЦКАЯ Н.В.