Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.10.2004 N А29-8516/2003-3э Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 октября 2004 года Дело N А29-8516/2003-3э“

Федеральный закон “О ветеранах“ от 12.01.1995 имеет номер 5-ФЗ, а не 12-ФЗ.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, на решение от 08.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 по делу N А29-8516/2003-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Юдиной О.П., Дончевской О.А., Вакулинской М.В., Егоровой Т.В., по иску открытого акционерного общества “Связь“ Республики
Коми, г. Сыктывкар, к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Эжвинский район г. Сыктывкара“, г. Сыктывкар, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство Республики Коми по социальным вопросам, г. Сыктывкар, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Эжвинском районе, г. Сыктывкар, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 396773 рублей убытков, причиненных предоставлением отдельным категориям граждан льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 12-ФЗ “О ветеранах“ за период с января по декабрь 2001 года, и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Связь“ Республики Коми (далее - ОАО “Связь“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Эжвинский район г. Сыктывкара“ (далее - Управление по социальным вопросам администрации Эжвинского района), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - Министерство финансов Российской Федерации) и Министерству финансов Республики Коми о взыскании 396773 рублей убытков, причиненных предоставлением отдельным категориям граждан льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 12-ФЗ “О ветеранах“ за период с января по декабрь 2001 года.

Определением от 11.12.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Республики Коми по социальным вопросам, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Эжвинском районе и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

До принятия решения истец в порядке, предусмотренном
в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать убытки, причиненные предоставлением льгот по услугам связи в 2001 году в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ в общей сумме 396773 рубля, в том числе 9000 рублей за установку телефонов, 375731 рубль - абонентская плата за телефон, 12042 рубля - плата за пользование радио, с Управления по социальным вопросам администрации Эжвинского района. Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что средства из федерального бюджета не были получены в достаточном объеме, истец просил взыскать убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.

Суд первой инстанции решением от 08.04.2004 удовлетворил иск, взыскав в пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 384731 рубль убытков и с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 12042 рубля убытков. Суд исходил из того, что все полученные Управлением по социальным вопросам администрации Эжвинского района денежные средства на финансирование льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ перечислены истцу и убытки возникли вследствие недостаточного финансирования из средств федерального бюджета и отсутствия финансирования из средств республиканского бюджета.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2004 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

По мнению лица, подавшего жалобу, федеральные органы государственной
власти при составлении федерального бюджета действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично, применяется закон о бюджете. Указанные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, примененные Арбитражным судом г. Москвы по аналогичному делу, признаны определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О не противоречащими Конституции Российской Федерации. В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что действия ответчика повлекли для истца причинение убытков. Не подтверждены документальными доказательствами утверждения истца о бездействии ответчика при формировании бюджета по планированию и учету расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О ветеранах“.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8516/2003-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Связь“ в 2001 году оказывало услуги связи гражданам, проживающим в Эжвинском районе г. Сыктывкара, с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, и ему не были компенсированы неполученные доходы в размере 384731 рубля.

Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“, действовавшего до 01.01.2004, возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона
от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ предусмотрено, что расходы на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (действие указанного постановления продлено до 31.12.2001 постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255).

В пункте 2 названных Правил указано, что финансирование расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами.

В статье 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год“ в разделе “Финансовая помощь бюджетам других уровней“ утверждены средства на реализацию федеральных полномочий по льготам, установленным Федеральным законом “О ветеранах“ в сумме 4000 млн рублей, в том числе на оплату установки квартирных телефонов и абонентскую плату за пользование ими - 1003 млн рублей.

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации о распределении объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2001 год на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ Республике Коми утвержден лимит бюджетных обязательств в сумме 19302090 рублей.

Представленными в материалы дела документами подтверждено, что денежные средства на вышеуказанную сумму фактически поступили в Республику Коми. Из полученных денежных средств Управлению по социальным вопросам
администрации Эжвинского района в 2001 году для возмещения убытков ОАО “Связь“, вызванных предоставлением льгот по Федеральному закону “О ветеранах“, перечислено 1007000 рублей. Все денежные средства выплачены истцу, и согласно акту сверки между Сыктывкарским филиалом ОАО “Связь“ и Управлением по социальным вопросам администрации Эжвинского района из федерального бюджета истцу не компенсировано 384731 рубль.

Из справки Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.02.2001 следует, что в 2001 году помимо средств, распределенных между субъектами Российской Федерации для финансирования операторов связи, был оставлен резерв в размере 34000,01 тыс. рублей. Данные о распределении указанной суммы между субъектами Российской Федерации в материалы дела не представлены.

Несмотря на дополнительную заявку Министерства Республики Коми по социальным вопросам, дополнительные бюджетные ассигнования для возмещения убытков ОАО “Связь“ в 2001 году не поступали.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что убытки у ОАО “Связь“ возникли из-за недофинансирования из федерального бюджета, и ответственность правомерно возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

В рассматриваемой ситуации неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ОАО “Связь“ в результате реализации законно установленных льгот, повлекло возникновение убытков.

Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса
Российской Федерации не принимаются.

Согласно названной норме, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете.

Вместе с тем в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О подчеркнуто, что федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривается, так как Министерство финансов Российской Федерации освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8516/2003-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

СИНЯКИНА Т.В.

ТЕРЕШИНА Н.М.