Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2004 N А82-103/2003-Г/12 Возмещение расходов на реализацию прав и льгот для ветеранов по оплате жилья производится за счет средств бюджетов субъектов РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 сентября 2004 года Дело N А82-103/2003-Г/12“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Каширской Н.А., судей Ногтевой В.А., Отдельной Л.И., при участии представителей ответчика: Дроздовой А.М. по доверенности N 8/26-2193 от 13.09.2004, Ершиковой В.А. по доверенности от 22.10.2003, Долгова А.Н. по доверенности от 05.07.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации Ярославской области, г. Ярославль, на решение от 26.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2004 по делу N А82-103/2003-Г/12 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Боровик В.А., Гошиной Н.Н., Коробовой Н.Н., Серовой С.Р., по иску муниципального унитарного предприятия “РЭКОН“, г.
Рыбинск Ярославской области, к администрации Ярославской области, г. Ярославль, департаменту финансов Ярославской области, г. Ярославль, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Рыбинского муниципального округа, г. Рыбинск Ярославской области, о взыскании 6948014 рублей 50 копеек убытков, связанных с предоставлением льгот населению в соответствии с федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, и

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “РЭКОН“ (далее - МУП “РЭКОН“) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации Ярославской области и департаменту финансов Ярославской области о взыскании 5264400 рублей убытков, связанных с предоставлением льгот населению в соответствии с федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Рыбинского муниципального округа.

До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования до 6948014 рублей 50 копеек, рассчитав убытки по состоянию на 01.08.2003.

Руководствуясь статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции решением от 26.01.2004 удовлетворил иск частично, взыскав за счет казны Ярославской области в пользу истца 5509258 рублей 33 копейки. Производство по делу в части требования о взыскании 250600 рублей прекращено в связи с отказом МУП “РЭКОН“ от взыскания указанной суммы, а в остальной части иска отказано ввиду истечения срока исковой давности.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2004 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, администрация Ярославской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой
просит отменить решение и постановление и передать дело на новое рассмотрение.

По мнению лица, подавшего жалобу, суд не мотивировал вывод о незаконности действий (бездействия) ответчиков, отнеся к указанным действиям (бездействию) невключение в состав областного бюджета расходов на возмещение убытков истца в связи с предоставлением льгот ветеранам. Финансирование расходов, в том числе и льгот, должно осуществляться в соответствии с принципами, определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 33 Бюджетного кодекса объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. В пункте 2 статьи 92 Бюджетного кодекса определено, что текущие расходы не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденных законом о бюджете субъекта Российской Федерации. В случае превышения расходов над доходами в составе бюджета должен быть утвержден дефицит бюджета, который до августа 2000 года не мог превышать 5 процентов, а после августа 2000 года - 15 процентов объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В 2000 - 2002 годах расходы областного бюджета превышали доходы. Включение в полном объеме расходов по финансированию Федерального закона “О ветеранах“ в областном бюджете повлекло бы превышение предельного дефицита и явилось бы нарушением норм бюджетного законодательства. Согласно пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса в случае, если законодательный или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете. Суд сделал неправильный вывод о размере убытков, понесенных истцом, и ничем его не обосновал. Акт сверки дебиторско-кредиторской задолженности подписан администрацией Рыбинского муниципального округа, которая не является ответчиком по делу. Администрация области и департамент
финансов области не имеют ни гражданско-правовых, ни бюджетных правоотношений с МУП “РЭКОН“. Отчеты по категориям льгот не могут являться доказательствами по делу, поскольку по условиям договоров на теплоснабжение и горячее водоснабжение, заключенных с теплоснабжающими организациями, администрация Рыбинского муниципального округа возмещает убытки от предоставления льгот либо МУП “РЭКОН“, либо непосредственно теплоснабжающей организации. Расчеты льгот не разграничивают убытки, понесенные истцом, и убытки других организаций. Кроме того, суд не учел, что в местные бюджеты передавались целевые средства для долевого финансирования муниципального жилищного фонда, а также льгот по Федеральному закону “О ветеранах“. В составе расходов областного бюджета предусматривались указанные целевые средства. В 2000 году Рыбинскому муниципальному округу из областного бюджета выделена субвенция в размере 98,8 процента от запланированной. В 2001 году из федерального бюджета выделена дотация, которая распределена по муниципальным образованиям в виде целевой субвенции и прямым получателям средств областного бюджета, предоставляющим льготы. Субвенция на ветеранов исполнена в размере 100 процентов. В 2002 году субсидия Рыбинскому муниципальному округу исполнена в размере 71 процента, но без разбивки сумм на зубопротезирование и оплату жилищно-коммунальных услуг, поэтому размер недофинансирования по спорным льготам определить нельзя. Таким образом, отсутствие финансирования льгот возникло вследствие бездействия администрации муниципального образования. В кассационной жалобе также указано на нарушение норм процессуального права. По мнению ответчика, данный спор должен быть рассмотрен в порядке, установленном в статьях 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель администрации Ярославской области просил удовлетворить жалобу и передать дело на новое рассмотрение.

МУП “РЭКОН“, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечило явку представителя в заседание
суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Представители департамента финансов Ярославской области и администрации Рыбинского муниципального округа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Законность судебных актов Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-103/2003-Г/12 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП “РЭКОН“ учреждено администрацией Рыбинского муниципального округа в целях оказания коммунальных и бытовых услуг населению, осуществления эксплуатации, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, принадлежащего жилищно-строительным кооперативам, а также сбора коммунальных платежей с населения.

В связи с предоставлением МУП “РЭКОН“ в период с 1997 по 2003 год льгот ветеранам его убытки на 01.08.2003 составили 6697408 рублей 33 копейки. Указанную сумму истец просил взыскать за счет бюджета Ярославской области. Факт предоставления льгот и неполное возмещение связанных с этим расходов подтверждены материалами дела и не оспорены ответчиками.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

По правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение субъектом
Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, повлекло возникновение убытков.

Противоправность поведения заключалась в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации - Ярославской области от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией установленных законом льгот. Уклонение от исполнения своих обязательств усматривалось из того факта, что в законе Ярославской области об областном бюджете на соответствующий год предусмотрено недостаточно средств для выплаты компенсации указанных затрат.

Размер убытков истца подтвержден актом сверки дебиторско-кредиторской задолженности между МУП “РЭКОН“ и департаментом финансов администрации Рыбинского муниципального округа по состоянию на 01.05.2003 (л. д. 87, т. 1).

Поэтому суд правомерно взыскал 5509258 рублей 33 копейки убытков за счет казны Ярославской области; одновременно прекратил производство по делу в части требований о взыскании 250600 рублей убытков в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ ввиду отказа МУП “РЭКОН“ от взыскания данной суммы и отказал в удовлетворении остальной части требований, в отношении которой истек срок исковой давности, предусмотренный в статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд должен был возложить ответственность на департамент финансов Ярославской области как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения областного бюджета, и освободить от ответственности администрацию Ярославской области. В решении суда первой инстанции не конкретизировано, с кого из ответчиков взысканы убытки.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права (статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона “О
ветеранах“), изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривался, так как администрация Ярославской области освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктами 1 и 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.01.2004 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-103/2003-Г/12 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ярославской области, г. Ярославль, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

КАШИРСКАЯ Н.А.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.