Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2004 N А56-50221/03 Решение ИМНС в части доначисления обществу НДС со ссылкой на отсутствие данных об уплате налога в бюджет поставщиками признано недействительным, поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками материальных ресурсов и НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2004 года Дело N А56-50221/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества “Выборгская целлюлоза“ Вагановой Н.В. (доверенность от 01.09.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Казаковой О.К. (доверенность от 31.12.03 N 33183), рассмотрев 27.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.04 по делу N А56-50221/03 (судья Загараева Л.П.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество
“Выборгская целлюлоза“ (далее - Общество, ОАО “Выборгская целлюлоза“) обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 04.12.03 N 13-24/30618, согласно которому Общество обязано уплатить 150670 руб. налога на добавочную стоимость (далее - НДС).

Решением от 09.02.04 суд удовлетворил требования Общества.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ОАО “Выборгская целлюлоза“, ссылаясь на их несостоятельность, просил оставить решение суда от 09.02.04 без изменений.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что Инспекция по результатам камеральной налоговой проверки представленной ОАО “Выборгская целлюлоза“ налоговой декларации по НДС (по внутреннему рынку), срок представления которой 20.08.03, инспекция приняла решение от 04.12.03 N 13-24/30618 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно пункту 2 которого налогоплательщику предложено в срок, указанный в требовании, уплатить 150670 руб. НДС.

В обоснование принятого решения от 04.12.03 N 13-24/30618 налоговый орган ссылается на невозможность проведения встречных проверок поставщиков Общества на предмет уплаты ими в бюджет НДС.

На основании решения от 04.12.03 N 13-24/30618 Инспекция направила в адрес ОАО “Выборгская целлюлоза“ требование от 04.12.03 N 651 об уплате налога в срок до 15.12.03.

Общество, полагая, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для возложения на Общество обязанности по уплате
150670 руб. НДС, обжаловало решение Инспекции от 04.12.03 13-24/30618 в данной части (пункт 2 решения) в арбитражный суд.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

В силу подпунктов 2 и 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация товаров на территории Российской Федерации и операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.

Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.

Вычетам согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок применения налоговых вычетов установлен пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату налога.

Как следует из пункта 1 статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в
соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками материальных ресурсов и не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.

Поэтому довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих факт перечисления поставщиками Общества в бюджет сумм НДС, является несостоятельным.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения суда от 09.02.04 и удовлетворения жалобы Инспекции.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.04 по делу N А56-50221/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛЫШЕВА Н.Н.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

НИКИТУШКИНА Л.Л.