Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2004 N А31-672/10 Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств, влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций, а также взыскание пени за каждый день просрочки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 августа 2004 года Дело N А31-672/10“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Синякиной Т.В., при участии представителя истца: Петуховой М.И. - юрисконсульта, по доверенности от 16.08.2004 N 10-32/220, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Костромского отделения N 8640 на решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.06.2004 по делу N А31-672/10 Арбитражного суда Костромской области, принятые судьями Егоровой О.Ю., Данченко А.А., Денисенко Л.Ю., Поляшовой Т.М., по заявлению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице
Костромского отделения N 8640 о признании недействительным постановления Управления Федерального казначейства Министерства финансов России по Костромской области и

УСТАНОВИЛ:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее по тексту - Сберегательный банк, Банк России) в лице Костромского отделения N 8640 (далее - Костромское ОСБ N 8640) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федерального казначейства Министерства финансов России по Костромской области от 23.01.2004 N 1 о взыскании в бесспорном порядке 602 рублей 32 копеек пеней за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств федерального бюджета на счета получателей и об обязании возвратить из бюджета указанную сумму (с учетом дополнения).

Суд первой инстанции решением от 29.03.2004 отказал в иске, посчитав, что казначейство в соответствии с соглашением от 31.12.2002 N 01-01-06/03-1710 “О финансировании и выплате пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел и федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах, органах прокуратуры, и членам их семей“, правомерно привлекло банк к ответственности.

Апелляционная инстанция постановлением от 17.06.2004 оставила решение без изменения по тем же основаниям.

На названные решение и постановление банк подал кассационную жалобу, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

Заявитель считает, что суд не исследовал вопрос относительно вины банка в нарушении срока зачисления денежных средств на счета вкладчиков. Указанное обстоятельство имеет существенное значение, ибо у каждого структурного подразделения банка есть свой график работы.

В нарушение требований статьи 305 и пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации акт и постановление приняты в
отношении ненадлежащей стороны - Костромского отделения Сберегательного банка Российской Федерации, которое не является юридическим лицом. Незаконность обжалуемого постановления кассатор усматривает в бесспорном списании пени, в то время как действующим законодательством не предоставлено право безакцептного списания штрафных санкций.

Управление Федерального казначейства Министерства финансов России по Костромской области в отзыве (факсограмма от 25.08.2004 N 05-04/1722) просило отклонить жалобу и оставить без изменения принятые по делу судебные акты.

Законность решения от 29.03.2004 и постановления от 17.06.2004 Арбитражного суда Костромской области по делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что отделением федерального казначейства по г. Костроме в январе 2000 года проведена проверка в Костромском отделении N 8640 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации по вопросу своевременности перечисления, полноты зачисления на счета по вкладам и оформления переводов через отделения связи пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел и федеральной службы безопасности, федеральных органах налоговой полиции, Министерстве юстиции, Государственном таможенном комитете, и членам их семей за период с 01.07.2003 по 31.12.2003.

По результатам проверки составлен акт от 13.01.2004, где отмечены случаи несвоевременного зачисления пенсий на счета по вкладам на общую сумму 265843 рубля 18 копеек. Указанное обстоятельство расценено проверяющими как нарушение подпункта 2.2.2 пункта 2.2 соглашения от 31.12.2002 N 01-01-06/03-1710 “О финансировании и выплате пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел и федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах, органах прокуратуры, и членам их
семей“.

На основании названного акта Управление Федерального казначейства по Костромской области издало постановление от 23.01.2004 N 1 о списании с Костромского отделения в бесспорном порядке 602 рублей 32 копеек пеней за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств федерального бюджета получателям. Указанные штрафные санкции списаны по инкассовому поручению от 02.02.2004 N 1.

Посчитав постановление Управления казначейства незаконным, Костромское ОСБ N 8640 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2.2 (подпункту 2.2.2) соглашения от 31.12.2002 N 01-01-06/03-1710, заключенного Министерством финансов России и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, последний обязался обеспечить зачисление отделениями, входящими в его структуру, средств федерального бюджета, выделенных на выплату пенсий, на счета по вкладам пенсионеров силовых структур, а также оформление переводов указанных денежных средств этой категории пенсионеров через предприятия связи на основании соответствующих документов пенсионных органов в течение трех рабочих дней со дня поступления таких средств на счета отделений Сбербанка Российской Федерации.

В пункте 4.1 соглашения также установлено, что за невыполнение требований подпункта 2.2.2 пункта 2.2 Сбербанк России и его филиалы уплачивают штраф в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Названное условие соглашения корреспондирует статье 305 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которой несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств, влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Контроль за выполнением условий соглашения возложен на территориальные органы Министерства финансов России, к которым относится Управление Федерального казначейства по
Костромской области и его отделения (пункт 3.2 соглашения).

Факты нарушения Банком несвоевременного зачисления средств федерального бюджета на счета по вкладам пенсионеров силовых структур, а также оформление переводов этой категории пенсионеров через предприятия связи подтверждены актом от 13.01.2004, поэтому вывод суда о правомерности вынесенного Управлением казначейства постановления N 1 от 02.02.2004 является обоснованным.

Привлечение к ответственности за установленные правонарушения отделения Сберегательного банка не может служить основанием для признания обжалуемого постановления недействительным, поскольку пунктом 4.1 соглашения от 31.12.2002 такая ответственность применяется как к Сберегательному банку, так и к его филиалам.

Довод Банка относительно отсутствия его вины в ненадлежащем исполнении обязательства судом кассационной инстанции отклоняется на основании пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.06.2004 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-672/10 оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Костромского отделения N 8640 - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.

СИНЯКИНА Т.В.