Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2004 N А29-7497/2003А Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 июля 2004 года Дело N А29-7497/2003А“

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества 184607 рублей 45 копеек штрафа за несвоевременное представление расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 22.12.2003 заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2004 решение отменено, как вынесенное при неправильном применении норм материального права.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит
отменить данный судебный акт.

По мнению заявителя, суд неправильно применил статьи 115, 119 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 5 Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами“.

Представитель Общества возразил против доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает вынесенное постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.

Законность вынесенных Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество платежным поручением от 15.11.2001 N 895 перечислило в доход бюджета налог на операции с ценными бумагами. Однако расчет по названному налогу в установленный статьей 5 Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами“ срок в Инспекцию не представило.

По итогам выездной налоговой проверки, проведенной в 2003 году, руководитель Инспекции принял решение от 28.05.2003 N 16-37-2/2 о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление указанного расчета по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 184607 рублей 45 копеек и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить данную сумму.

Общество не уплатило штраф, поэтому налоговый орган обратился за его взысканием в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Коми руководствовалась статьями 13 - 15, 80, 115 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами“ и исходила из того, что Инспекция пропустила шестимесячный срок для взыскания налоговых санкций.

Рассмотрев кассационную жалобу Общества, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О
налоге на операции с ценными бумагами“ сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.

Суд установил, что предприятие представило расчет в Инспекцию 24.09.2002. Таким образом, срок для привлечения к налоговой ответственности и взыскания санкций должен был исчисляться именно с этой даты, так как моментом обнаружения правонарушения следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

По изложенным основаниям ссылка Инспекции на необходимость исчисления шестимесячного срока для взыскания штрафных санкций с момента составления акта выездной налоговой проверки, с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, является необоснованной.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения Общества за непредставление расчета к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Общества 184607 рублей 45 копеек в связи с пропуском срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенного судебного акта, им не допущено, поэтому постановление апелляционной инстанции является законным и отмене не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 по делу N А29-7497/2003А Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.