Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.01.2004 N А82-79/2003-А/1 Сумма пеней, включенная в реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом, не подлежит досрочному погашению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 января 2004 года Дело N А82-79/2003-А/1“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“ (город Ярославль) на решение от 17.09.2003 по делу N А82-79/2003-А/1 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Сурововой М.В., по заявлению федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“ (город Ярославль) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области и

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Северная железная
дорога“ (далее - ФГУП “Северная железная дорога“, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в списании с его расчетного счета налоговых санкций по инкассовым поручениям от 07.03.2002 N 149, от 07.03.2002 N 150, от 19.03.2002 N 24, от 21.10.2002 N 384 и направлении их на досрочное погашение реструктурированной задолженности.

Решением от 17.09.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что при рассмотрении спора суд применил нормы закона, не подлежащие применению, а именно: статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года и 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года. Поскольку суммы штрафов, определенные ко взысканию с ФГУП “Северная железная дорога“ на основании решений арбитражного суда, были включены налоговым органом в реструктурированную задолженность, уплата этих платежей должна производиться на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“. Кроме того, исполнительные листы были предъявлены в банк с пропуском сроков, установленных для их исполнения.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция против доводов заявителя возразила, указав, что использование Предприятием права на реструктуризацию задолженности не влияет на порядок исполнения ранее принятых судебных решений, если должник не обращался в суд с заявлением об отсрочке их исполнения.

Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность вынесенного Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, постановления администрации Ярославской области от 23.01.2002 N 7а и постановления мэра города Ярославля от 24.01.2002 N 152 Предприятию предоставлена отсрочка уплаты задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетами всех уровней до 2008 года. При этом в сумму отсроченной (реструктурированной) задолженности были включены и суммы штрафов, определенные ко взысканию по решениям Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2000, 11.03.2001 и 21.12.2001.

Так как ФГУП “Северная железная дорога“ не обращалось в суд за отсрочкой исполнения указанных судебных актов, Инспекция по инкассовым поручениям от 07.03.2002 N 149, от 07.03.2002 N 150, от 19.03.2002 N 24 и от 21.10.2002 N 384, оформленным на основании исполнительных листов, списала с расчетного счета Предприятия сумму штрафов, направив ее на досрочное погашение реструктурированной задолженности.

Не согласившись с действиями налогового органа, Предприятие обжаловало их в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Ярославской области исходил из порядка исполнения судебных актов, установленного статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года и статьей 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что
решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.

Во исполнение статьи 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности.

Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ действие статьи 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ продлено на 2001 год, а также установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает завершение в 2001 году проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ (пунктом 1) установлено, что реструктуризации подлежит задолженность организаций федерального железнодорожного транспорта, исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу этого постановления.

Из указанного следует, что задолженность, в том числе по пеням и штрафам, исчисленная на дату вступления в силу упомянутого постановления, подлежала включению в состав реструктурированной задолженности независимо от оснований, по которым она была признана к уплате. Погашение всей этой задолженности должно производиться на условиях, определенных Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890, а не в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Такое же указание довело до своих подведомственных подразделений и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 07.08.2002 N АС-6-29/1198@, согласно которому
с 07.01.2002 (даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации) должны быть приостановлены меры принудительного взыскания в отношении реструктурированной задолженности.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что налоговый орган обоснованно включил в состав реструктурированной задолженности ФГУП “Северная железная дорога“ суммы штрафов, определенные ко взысканию по решениям Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2000, 11.03.2001 и 21.12.2001, так как по состоянию на 07.01.2002 они не были уплачены. Данный факт сторонами и не оспаривается.

Но поскольку уплата штрафов была отсрочена до 2008 года, Инспекция неправомерно списала 07.03.2002, 19.03.2002 и 21.10.2002 с расчетного счета Предприятия по инкассовым поручениям, выписанным на основании исполнительных листов Арбитражного суда Ярославской области, суммы штрафов, включенные в состав реструктурированной задолженности. Направление этих сумм на досрочное погашение задолженности противоречит пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 890, ибо досрочное погашение реструктурированной задолженности является исключительным правом ФГУП “Северная железная дорога“, а не налогового органа.

Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В связи с освобождением налоговой инспекции от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“) ФГУП “Северная железная дорога“ следует возвратить государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, и с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.09.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-79/2003-А/1 отменить.

Действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области по списанию с расчетного счета федерального государственного унитарного предприятия
“Северная железная дорога“ налоговых санкций по инкассовым поручениям от 07.03.2002 N 149, от 07.03.2002 N 150, от 19.03.2002 N 24, от 21.10.2002 N 384 и направлению списанных сумм на досрочное погашение реструктурированной задолженности признать незаконными.

Арбитражному суду Ярославской области выдать федеральному государственному унитарному предприятию “Северная железная дорога“ справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 рублей.

Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию “Северная железная дорога“ 1000 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы, уплаченной по платежному поручению от 16.12.2003 N 7255.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ЕВТЕЕВА М.Ю.

Судьи

ЗАБУРДАЕВА И.Л.

ШУТИКОВА Т.В.