Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.01.2004 N А28-8381/2003-371/21 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является бюджетным учреждением, а следовательно, имеет право на льготу по налогу на имущество предприятий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 января 2004 года Дело N А28-8381/2003-371/21“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П., при участии представителя Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования: Кропачевой С.Ю. (доверенность от 05.01.2004 N 05/06), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Кировской области на решение от 08.10.2003 по делу N А28-8381/2003-371/21 Арбитражного суда Кировской области, принятое судьей Кулдышевым О.Л., по заявлению Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования о признании незаконным отказа налогового органа в
возврате излишне уплаченного налога на имущество и

УСТАНОВИЛ:

Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Кировской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный налог на имущество в сумме 15100 рублей.

Решением суда от 08.10.2003 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с выводами суда, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенный судебный акт по мотивам неправильного применения норм материального права.

Заявитель со ссылкой на пункт 4 статьи 143, статью 146, пункты 1, 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 2, пункты 1, 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“, статью 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, пункты 2, 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, считает, что территориальный Фонд не может пользоваться льготой по налогу на имущество, так как не относится к бюджетным учреждениям.

Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу против доводов Инспекции возразил, считает принятое судебное решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Доводы, изложенные в
отзыве на кассационную жалобу, поддержаны представителем Фонда в судебном заседании.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 12.01.2004 до 15.01.2004.

Законность принятого Арбитражным судом Кировской области судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования по месту нахождения Лузского межрайонного филиала в течение 2001 года и 9 месяцев 2002 года уплатил налог на имущество в общей сумме 15100 рублей.

10.04.2003 Фонд обратился в налоговый орган с заявлением о возврате данных сумм.

Инспекция в письме от 12.04.2003 N 04-18/2106 отказала Фонду в возврате уплаченной суммы налога.

Данный отказ Фонд обжаловал в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктами 1, 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“, пунктом 4 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (в редакции от 24.03.2001). При этом суд исходил из того, что территориальный Фонд относится к бюджетным учреждениям, в связи с чем его имущество не облагается налогом на имущество.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной
власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Понятие бюджетного учреждения определено в статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи Кодекса бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии со статьей 10 названного Кодекса бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся ко второму уровню бюджетной системы Российской Федерации.

В статье 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и в Положении о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (в редакции от 24.03.2001), установлено, что финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. При этом территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующими органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Из материалов дела следует, что Кировский территориальный фонд обязательного медицинского страхования создан на основании решения малого совета Кировского областного Совета народных депутатов от 24.08.1993 N 144, то есть органом государственной власти субъекта Российской Федерации (л. д. 17). Финансирование Фонда осуществляется из бюджета внебюджетного фонда на основе сметы расходов и частично из средств бюджета субъекта Российской Федерации (л. д. 21 - 24). Имущество Фонда включено в реестр федерального имущества в качестве федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением (л. д. 18). На территории Кировской области Фонд осуществляет управленческие функции: реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования.

Фактические обстоятельства установлены судом на основе полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, представленных в дело сторонами.

Оценив указанные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Фонд выполняет некоммерческие функции, является бюджетным учреждением, в связи с чем может использовать льготу, предусмотренную в пункте “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“.

В силу изложенного Арбитражный суд Кировской области правомерно признал незаконными действия (бездействие) Инспекции, выразившиеся в отказе возвратить Фонду излишне уплаченный налог на имущество в сумме 15100 рублей, и обязал ее возвратить указанную сумму.

Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта.

Нормы материального права применены судом верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом не допущено, поэтому кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.10.2003 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-8381/2003-371/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Кировской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ШУТИКОВА Т.В.

Судьи

ЕВТЕЕВА М.Ю.

МАСЛОВА О.П.