Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2004 N А17-2040/5-226 Материалами дела подтвержден факт принадлежности спорных помещений к федеральной собственности, следовательно, включение их в реестр федерального имущества правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 января 2004 года Дело N А17-2040/5-226“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Князевой Г.А., судей Павлова В.Ю., Шишкиной Е.Н., при участии представителей от заявителя: Раева Д.М. (доверенность от 05.05.2003), заинтересованного лица: Ивановой Л.Я. (доверенность от 09.01.2004), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Общероссийской общественной организации “Российский Красный Крест“, город Москва, на решение от 04.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 01.10.2003 по делу N А17-2040/5-226 Арбитражного суда Ивановской области, принятые судьями Герасимовым В.Д., Борисовой В.Н., Кочешковой М.В., Рябцевой Н.А., по заявлению Общероссийской общественной организации “Российский Красный Крест“, город Москва, к
Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области, третье лицо - Ивановская международная школа-интернат Российского общества Красного Креста, о признании недействительным свидетельства Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области о внесении в реестр федерального имущества и

УСТАНОВИЛ:

Общероссийская общественная организация “Российский Красный Крест“ (далее - общественная организация “Российский Красный Крест“) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным свидетельства Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области (далее - ТУ Минимущества РФ) о внесении в реестр федерального имущества от 19.12.2001 N 031580 объектов недвижимости Ивановской международной школы-интерната Российского общества Красного Креста (далее - ИМШИ РОКК).

Заявленное требование мотивировано тем, что свидетельство выдано без соблюдения порядка, установленного Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696. Данный документ нарушает право собственности общественной организации “Российский Красный Крест“ на недвижимое имущество ИМШИ РОКК как правопреемника Международной организации помощи революционерам (далее - МОПР), Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (далее СОКК и КП СССР), Общества Красного Креста Российской Федерации и Российского общества Красного Креста (далее - РОКК).

Определением суда от 16.10.2002 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИМШИ РОКК.

Решением от 04.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2003, суд установил, что свидетельство от 19.12.2001 N 031580 выдано ТУ Минимущества РФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 “Об организации учета федерального имущества и ведении реестра федерального имущества“, доказательства нарушения каких-либо
прав и законных интересов общественной организации “Российский Красный Крест“ отсутствуют, а потому отказал в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общественная организация “Российский Красный Крест“ обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.

По мнению заявителя, он является собственником недвижимого имущества ИМШИ РОКК в силу статей 103, 135, 361 и 368 Гражданского кодекса РСФСР, так как право собственности общественных организаций в отношении принадлежащего им имущества, необходимого для осуществления уставных целей, презюмировалось, и застройщиком (заказчиком строительства) спорных объектов на основании договоров подряда выступал отдел капитального строительства СОКК и КП СССР. Факт финансирования строительства недвижимости ИМШИ РОКК за счет средств истца для осуществления уставных целей подтвержден представленными документами (в частности, оперативно-финансовым планом по Союзу обществ Красного Креста на 1961 год, статьей 39 устава СОКК и КП СССР в редакции 1963 года), в то время как доказательства финансирования строительства с целью создания государственного имущества в деле отсутствуют. Документами, подтверждающими право собственности заявителя на имущество ИМШИ, являются также свидетельство о праве на бессрочное пользование земельным участком от 03.03.1999 N А 323482, постановление Секретариата ЦК ВКП(б) от 30.12.1947 о передаче детских домов из системы ЦК МОПР исполкому СОКК и КП СССР и договор застройки от 03.02.1931, заключенный МОПРОм и Горкомхозом. Решение ТУ Минимущества РФ об отнесении имущества ИМШИ к государственной собственности принято без изучения документов, определяющих правовой статус этого имущества, поэтому процедура выдачи свидетельства от 19.12.2001 не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 “Об организации
учета федерального имущества и ведении реестра федерального имущества“. Обоснование решения ТУ Минимущества РФ об отнесении объектов недвижимости ИМШИ РОКК к государственной собственности нормами постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) неправомерно. Кроме того, общественная организация “Российский Красный Крест“ считает, что суд в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на заявителя бремя доказывания права собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель ТУ Минимущества РФ указал на правомерность судебных актов и просил оставить их в силе.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя в заседание суда не обеспечило.

В судебном заседании объявлялся перерыв согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 11 часов 00 минут 14.01.2004.

Законность судебных актов Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как усматривается из документов, 07.12.2001 ТУ Минимущества РФ на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, письма Государственного архива Ивановской области от 27.11.2001 N 270-14, Указа Президента Российской Федерации от 20.07.1996
N 1056 “О государственной поддержке Российского общества Красного Креста“ и с учетом итогов инвентаризации федерального государственного имущества издало распоряжение N 97-1. Согласно данному документу 10 объектов недвижимости по улице Спортивной, 21 в городе Иваново: школа (литер А), библиотека, актовый и спортивный залы (литер В), общежитие (литер Б), гараж (литер Р), насосная (литер У), прачечная (литер П), оранжерея (литер Т), столовая (литер О), общежитие (литер М), начальная школа (литер СС1), - признаны имуществом казны Российской Федерации.

По распоряжению ТУ Минимущества РФ от 18.12.2001 N 101-1 федеральное государственное имущество передано в безвозмездное пользование ИМШИ РОКК, а по распоряжению от 19.12.2001 N 102-1 на основании заявления ИМШИ РОКК от 19.12.2001 N 248 выдано свидетельство от 19.12.2001 N 031580 о внесении в реестр федерального имущества.

Данное свидетельство явилось предметом настоящего спора.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с разделом II Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696, для учета федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Министерства государственного имущества Российской Федерации заявление за подписью руководителя юридического лица на получение свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета, карту учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица, с перечнем объектов недвижимости, копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета. Территориальный орган принимает решение об отказе в выдаче свидетельства
в случае, если: а) установлено, что объект учета не является федеральным имуществом; б) заявитель после приостановки учета не представил в установленный срок дополнительные сведения; в) представленные материалы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что оспариваемое свидетельство выдано ТУ Минимущества РФ на основании заявления ИМШИ РОКК, зарегистрированной в качестве юридического лица Регистрационной палатой города Иваново 08.09.1998, регистрационный номер 3515, при наличии всех необходимых документов.

Согласно пункту 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности.

Распоряжение от 07.12.2001 N 97-1 об отнесении спорного имущества к государственной казне Российской Федерации на момент выдачи свидетельства от 19.12.2001 недействительным не признано.

Правовых оснований для отказа ИМШИ РОКК в выдаче свидетельства у ТУ Минимущества РФ не имелось.

Таким образом, ТУ Минимущества РФ доказало, что оспариваемое свидетельство выдано в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ единственным бесспорным доказательством права собственности на недвижимое имущество является государственная регистрация этого права.

Бесспорных доказательств права собственности либо иных правоустанавливающих документов общественной организации “Российский Красный Крест“ на недвижимое имущество ИМШИ в деле нет. В то же время право федеральной собственности зарегистрировано в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним на территории Ивановской области в установленном законом порядке.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле документы (оперативно-финансовый план по СОКК и КП СССР на 1961 год, устав СОКК и КП СССР, ответы на запросы, направленные в архив Министерства финансов Российской Федерации, Государственный архив Российской Федерации, Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, Российский государственный архив социально-политической истории, архив Правительства Российской Федерации, Бюро технической инвентаризации города Иванова, распоряжение Совета Министров СССР от 05.02.1981 N 194-рс о выделении исполкому СОКК и КП СССР на 1982 - 1985 годы 10 млн рублей на проектирование и строительство комплекса зданий для интернациональной школы-интерната имени Стасовой, бюджетные поручения за 1987 - 1991 годы), суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих факт строительства объектов недвижимости ИМШИ за счет средств общественных организаций.

Постановление Секретариата ЦК ВКП(б) от 30.12.1947 о передаче детских домов из системы ЦК МОПР исполкому СОКК и КП СССР и договор застройки 1931 года не свидетельствуют о праве собственности заявителя на спорные объекты, поскольку здания, переданные на основании указанных документов, физически не существуют. Спорные здания построены в 1961 - 1988 годах.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал общественной организации “Российский Красный Крест“ в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя о наличии у него права собственности на недвижимое имущество ИМШИ сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Остальные возражения заявителя проверены и отклонены как несостоятельные в силу вышеизложенного.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по
приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой и апелляционной инстанций не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 01.10.2003 по делу N А17-2040/5-226 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Общероссийской общественной организации “Российский Красный Крест“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

КНЯЗЕВА Г.А.

Судьи

ПАВЛОВ В.Ю.

ШИШКИНА Е.Н.