Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2004 N А78-3565/04-С2-28/314-Ф02-5249/04-С1 Судебные инстанции правомерно признали незаконными действия налогового органа по регистрации государственного учреждения в качестве юридического лица, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что данное учреждение было создано как юридическое лицо.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 декабря 2004 г. Дело N А78-3565/04-С2-28/314-Ф02-5249/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Гуменюк Т.А., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Якухиной Н.В. (доверенность от 10.11.2004 N 57),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы на решение от 10 сентября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 11 ноября 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3565/04-С2-28/314 (суд первой
инстанции: Литвинцев А.Б.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ильющенко Ю.И., Виноградская Н.Ф.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Краснознаменное Забайкальское пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации“ (далее - ГУ КЗабРПУ ФСБ России) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы (далее - налоговая инспекция) по государственной регистрации в качестве юридического лица - государственного учреждения Забайкальского регионального управления “5 военный госпиталь ЗабРУ ФПС РФ“ неправомерными, признании недействительной регистрации в качестве юридического лица 5 военного госпиталя ЗабРУ ФПС РФ и обязании налоговой инспекции исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о государственном учреждении Забайкальского регионального управления “5 военный госпиталь ЗабРУ ФПС РФ“.

Решением суда первой инстанции от 10 сентября 2004 года заявленные требования удовлетворены полностью.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц - в/ч 2520 ЗабРПУ России, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области (правопреемник Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Читинской области).

Постановлением апелляционной инстанции от 11 ноября 2004 года решение суда от 10 сентября 2004 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС РФ по Ингодинскому административному району г. Читы ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также норм материального права.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом считает судебные акты законными.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 76724 от 25.11.2004, N 76722 от 29.11.2004), однако своих представителей на судебное
заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.

Как установлено судом, 6 августа 2002 года в налоговый орган было подано по форме N Р17001 сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ от ГУ Забайкальского регионального управления “5 военный госпиталь ЗабРУ ФПС РФ“.

На основании данного заявления налоговым органом внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц N 1027501148003 от 07.08.2002 года.

Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительной регистрации в качестве юридического лица 5 военного госпиталя ЗабРУ ФПС РФ, арбитражный суд двух инстанций исходил из того, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что ГУ ЗРУ “5 военный госпиталь ЗабРУ ФПС РФ“ было создано как юридическое лицо и было зарегистрировано в этом качестве до вступления в силу ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“.

Вывод суда основан на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся доказательствах и постановлен при правильном применении норм материального и процессуального права.

Настоящий спор возник в связи с государственной регистрацией налоговым органом учреждения, которое не было создано в качестве юридического лица.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ N 129-ФЗ от 08.08.2001, вступившего в силу с 01.07.2002, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести
месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами “а“ - “д“, “л“ пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Как было установлено из пояснений сторон и сообщения от 06.08.2002 в налоговый орган, ГУ Забайкальского регионального управления “5 военный госпиталь ЗабРУ ФПС РФ“ не было зарегистрировано в качестве юридического лица до вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ N 129-ФЗ от 08.08.2001. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие в подаваемом сообщении сведений о регистрации в качестве юридического лица до вступления в силу указанного Закона, являющихся обязательными при подаче такого сообщения.

Указанные обстоятельства не были опровергнуты налоговым органом.

Обоснованно не была принята судом и ссылка регистрирующего органа на то, что имеется Положение о ГУ ЗРУ “5 военный госпиталь ЗабРУ ФПС РФ“, утвержденное 03.01.2000 начальником Забайкальского регионального управления ФПС РФ.

Как указал суд, утверждение положения о ГУ ЗРУ “5 военный госпиталь ЗабРУ ФПС РФ“ не может считаться решением уполномоченного лица о создании юридического лица от имени собственника, поскольку налоговый орган не представил доказательств того, что начальник Забайкальского управления ФПС РФ уполномочен от имени собственника создавать государственные учреждения - юридические лица.

Заявитель кассационной жалобы считает, что при подаче заявления в арбитражный суд был пропущен без уважительной причины срок на обжалование действий инспекции, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом заявитель исходил из того, что Положение об учреждении было утверждено 3 января 2000 года, в связи с чем
Забайкальское региональное управление наделило госпиталь правами юридического лица, а перерегистрация госпиталя в 2002 году явилась лишь продолжением исполнения госпиталем обязанностей юридического лица, возложенных на него законом.

Между тем заявитель не учитывает, что настоящий самостоятельный спор возник в связи с обжалованием актов и действий госоргана, совершенных в 2002 году.

Кроме того, заявитель оспаривает вывод суда о том, что региональное управление не знало о перерегистрации в 2002 году, поскольку свидетельство о регистрации было вручено госпиталю как обособленному подразделению юридического лица.

В материалы дела налоговый орган не представил доказательств того, что региональное управление было извещено о перерегистрации его учреждения, довод о том, что извещение структурного подразделения означает извещение и самого юридического лица, не основан на нормах права.

При таких условиях кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10 сентября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 11 ноября 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3565/04-С2-28/314 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

М.М.ШЕЛЕМИНА