Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2004 N А19-8558/04-24-Ф02-5300/04-С1 Дело о признании недействительным решения налогового органа, касающегося привлечения к ответственности за неуплату НДС, передано на новое рассмотрение, так как представленные в судебное заседание исправленные счета-фактуры не являлись предметом камеральной проверки, по результатам которой было принято обжалуемое решение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 декабря 2004 г. Дело N А19-8558/04-24-Ф02-5300/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Мироновой И.П., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу г. Иркутска - Корниенко Д.Г. (доверенность N 05-16 от 01.01.2004) и индивидуального предпринимателя Теплоухова Л.Б. (паспорт N 25 98 132999, выданный ОВД Октябрьского района г. Иркутска),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу г. Иркутска на решение от 22 июля 2004
года и постановление апелляционной инстанции от 21 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8558/04-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Буяновер П.И., Белоножко Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Теплоухов Леонид Борисович (далее - предприниматель Теплоухов Л.Б.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция) N 08-280 от 23.03.2004.

Решением суда от 22 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 21 октября 2004 года решение от 22 июля 2004 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 22 июля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 21 октября 2004 года, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, представленные Теплоуховым Л.Б. счета-фактуры не соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога к вычету или возмещению.

Налоговой инспекцией было направлено Теплоухову Л.Б. требование о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов, в связи с чем им не была нарушена норма статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции необоснованно принял от Теплоухова Л.Б. исправленные счета-фактуры, которые не представлялись налоговой инспекции в ходе проведения камеральной налоговой проверки.

Статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует порядок вынесения решения по материалам лишь выездной налоговой проверки.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 22 июля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 21 октября 2004 года следует отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленных индивидуальным предпринимателем Теплоуховым Л.Б. деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2003 года, в ходе которой было выявлено следующее.

Выставленные ООО “Нефертум“ счета-фактуры от 27.10.2003 N 286, от 10.11.2003 N 304, от 02.12.2003 N 355, от 02.12.2003 N 358 на общую сумму 543020 рублей, в т. ч. налог на добавленную стоимость - 125836 рублей, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации: отсутствует адрес покупателя и грузополучателя.

Решением налоговой инспекции N 08-280 от 23.03.2004 Теплоухов Л.Б. привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 25161 рубля.

Теплоухову Л.Б. было предложено уплатить суммы недоимки по налогу в размере 125803 рублей, налоговой санкции и пени за несвоевременную уплату налога в размере - 3666 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Теплоухова Л.Б. с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, не приняли во внимание следующее.

Согласно пункту 1 статьи 171 Настоящего кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного
налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 172 Кодекса).

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой (пункт 1 статья 169 Кодекса).

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Кодекса).

В счетах-фактурах должны содержаться сведения, предусмотренные в пункте 5 статьи 169 Кодекса, в том числе наименование и адрес покупателя и грузополучателя.

Теплоухов Л.Б. представил в налоговую инспекцию счета-фактуры, не соответствующие данным требованиям, в связи с чем они не могут являться документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

Вывод суда о нарушении налоговой инспекцией статьи 101 Кодекса не основан на законе.

Законодательством о налогах и сборах на налоговый орган не возложена обязанность извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки для принятия решения в порядке статьи 101 Кодекса в случае выявления налогового правонарушения. В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка производится на основе налоговых деклараций и тех документов, которые представляются налогоплательщиком, а также документов, имеющихся у налогового органа. Нормами данной статьи не установлена обязанность по результатам камеральной налоговой проверки составлять акт, фиксирующий выявленные нарушения, в связи с чем у инспекции отсутствует обязанность информировать налогоплательщика о том, что в отношении его ведется производство по делу о налоговом правонарушении.

В соответствии с подпунктами 1, 5, 7 пункта 1
статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно абзацу 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Абзацем 3 статьи 88 Кодекса установлено, что если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из толкования вышеназванных норм в их взаимосвязи следует, что у налоговой инспекции отсутствует обязанность требовать от налогоплательщика внесения исправлений в счета-фактуры, подтверждающие его право на вычеты налога на добавленную стоимость.

Представленные в судебное заседание исправленные счета-фактуры не являлись предметом камеральной проверки, по результатам которой налоговой инспекцией было вынесено обжалованное предпринимателем решение, поэтому они не могут служить основанием для признания указанного решения недействительным на момент его вынесения.

Дело подлежит передаче на новое рассмотрение для исследования доказательств по делу с учетом действующих норм налогового законодательства.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 июля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 21 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8558/04-24 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

И.П.МИРОНОВА

Л.Ю.ПУЩИНА