Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2004 N А19-12124/04-33-Ф02-5225/04-С1 Суд отказал в признании недействительным требования налогового органа в части уплаты пени за неуплату единого социального налога, поскольку материалами дела не подтверждается факт самостоятельного исполнения заявителем обязанности по уплате сумм налога, что налогоплательщиком не отрицается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 декабря 2004 г. Дело N А19-12124/04-33-Ф02-5225/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании:

представителей муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 125 второй категории комбинированного вида“ - Константиновой Л.А. (договор N 152/2 от 01.02.2004), Парниковой Т.В. (доверенность N 30 от 15.12.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска на решение от 8 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12124/04-33 (суд
первой инстанции: Новогородский И.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад N 125 второй категории комбинированного вида“ (далее - детский сад) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования N 7297 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) в части предложения уплаты пени в размере 19312 рублей 94 копеек и отмене решения от 27.02.2004 N 190 налоговой инспекции в части взыскания пени в названном размере за счет денежных средств детского сада на счетах в банках.

Третьим лицом на стороне детского сада привлечено муниципальное учреждение “Централизованная бухгалтерия N 3 по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений“ (централизованная бухгалтерия).

Решением от 8 октября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично.

Решение от 27.02.2004 N 190 налоговой инспекции признано незаконным в части взыскания пени в размере 18278 рублей 72 копеек.

Требование N 7297 налоговой инспекции признано недействительным в части взыскания пени в размере 18278 рублей 72 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением от 8 октября 2004 года в части удовлетворения заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку детский сад самостоятельно не исполнял обязанность по уплате единого социального налога, начисление и взыскание пеней за неуплату названного налога является правомерным.

Детским садом отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке главы 35
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако на судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в адрес детского сада направлено требование N 7297 об уплате в добровольном порядке в срок до 20.01.2004 единого социального налога в размере 102295 рублей 23 копеек и пени в размере 19312 рублей 94 копеек за неуплату единого социального налога.

В связи с частичным неисполнением названного требования в установленный срок налоговой инспекцией вынесено решение от 27.02.2004 N 190 о взыскании единого социального налога в размере 76504 рублей 41 копейки и пени в размере 19312 рублей 94 копеек за счет денежных средств детского сада на счетах в банках.

Суд первой инстанции при принятии судебного акта неправомерно исходил из того обстоятельства, что, поскольку единый социальный налог за 1, 2 кварталы 2003 года своевременно уплачен детским садом через централизованную бухгалтерию, основания для начисления пени отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22 января 2004 года N 41-О указал, что положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Кодекса в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и
за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия “самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога“ приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сроки уплаты налогоплательщиками единого социального налога установлены пунктом 3 статьи 243 Кодекса.

С учетом изложенного, поскольку материалами дела не подтверждается факт самостоятельного исполнения детским садом обязанности по уплате в установленные пунктом 3 статьи 243 Кодекса сроки сумм единого социального налога за 1, 2 кварталы 2003 года (что указанным налогоплательщиком не отрицается), суд кассационной инстанции считает правомерным начисление и взыскание с названного налогоплательщика соответствующих сумм пени.

Вместе с тем, исходя из положений пунктов
5, 6 статьи 75 Кодекса, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств на счетах в банке в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Исходя из пункта 9 указанной статьи Кодекса, ее положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

В силу статьи 70 Кодекса налоговые органы обязаны направить налогоплательщику требование об уплате налогов и соответствующих сумм пеней не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Пропуск налоговым органом срока на направление требования об уплате налогов и пеней не является пресекательным, однако он не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени. В случае пропуска срока для взыскания основного долга (налогов, сборов) во внесудебном порядке налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на названную задолженность.

Материалами дела подтверждается, что при вынесении решения о взыскании налога и пени за счет денежных средств детского сада на счетах в банках налоговой инспекцией пропущен установленный
статьей 70, пунктом 3 статьи 46 Кодекса совокупный срок на принудительное взыскание пеней, что является основанием для признания названного ненормативного правового акта недействительным. Поэтому решение суда в части признания незаконным решения ИМНС по Ленинскому округу г. Иркутска от 27.02.2004 N 190 законно и обоснованно и не подлежит отмене. В части же признания недействительным требования от 05.01.2004 N 7297 решение суда подлежит отмене с принятием в данной части нового решения.

Учитывая, что детский сад является муниципальным учреждением, финансируется из бюджета, суд кассационной инстанции полагает возможным снизить сумму госпошлины до 100 рублей, соответственно за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции - до 50 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 8 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12124/04-33 отменить в части признания недействительным требования от 05.01.2004 N 7297 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным требования от 05.01.2004 N 7297 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с МДОУ “ДС N 125“ 150 рублей государственной пошлины в федеральный бюджет.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ЮДИНА