Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2004 N А56-38496/03 Поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного таможенному органу при ввозе на таможенную территорию РФ продукции, не связано с фактом ее дальнейшей реализации, отказ ИМНС в возмещении налога является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2004 года Дело N А56-38496/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Корнаухова М.В. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817), от ООО “Барс“ адвоката Борисова М.А. (доверенность от 03.03.2004), от отделения федерального казначейства по Петроградскому району Санкт-Петербурга ведущего специалиста Пономаревой К.Ю. (доверенность от 15.01.2004), рассмотрев 24.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 22.12.2003 (судья
Ресовская Т.М.) и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2004 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-38496/03,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Барс“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о возмещении Обществу из бюджета 850116 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2003 года, и об обязании налогового органа возместить заявителю названную сумму налога.

Решением суда от 22.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2004, заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что судом первой инстанции не оценены обстоятельства дела в их совокупности.

По мнению налогового органа, деловой оборот заявителя и его контрагентов по сделкам, связанным с импортом и последующей реализацией товара, свидетельствует об организованной деятельности, направленной на неправомерное возмещение НДС из бюджета. Учитывая, что российские покупатели не оплачивают приобретенный у Общества товар, у последнего не возникает объекта налогообложения по реализации импортированного товара на внутреннем рынке и, соответственно, всегда формируется положительная разница НДС “к возмещению“. При этом у Общества имеется кредиторская задолженность перед инопартнером, однако оно отгружает покупателям товар, который при этом ими не оплачивается. Таким образом, заключенные Обществом сделки не имеют экономического обоснования и носят бестоварный характер.

Бестоварный характер сделок по внутреннему рынку
подтверждается и тем, что деятельность Общества по импорту и реализации мясопродукции подпадает под действие нормативных актов, без соблюдения требований которых невозможны ввоз и последующая реализация мясопродукции. Обществом не представлены ветеринарные свидетельства формы N 2 и ветеринарные справки формы N 4, а также разрешительная документация на реализацию мясопродукции на внутреннем рынке.

Таким образом, действуя недобросовестно в отношении формирования положительной разницы по НДС, Общество не имеет права на возмещение из бюджета НДС в соответствии со статьей 173 НК РФ.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Согласно материалам дела Общество в июне 2003 года на основании контракта от 11.04.2003 N 3/003, заключенного с фирмой “DIE HAMBURG ALLIANZ AG, LLC“, приобрело мясопродукцию, которую ввезло на территорию Российской Федерации, уплатив при этом таможенному органу 1086345 руб. НДС.

Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС за июнь 2003 года, заявив к возмещению из бюджета 850116 руб. НДС, а 23.03.2003 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет заявителя 850116 руб. НДС за июнь 2003 года.

Инспекция не вынесла в установленный статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок решения о возврате либо об отказе в возврате Обществу налога.

В ходе судебного разбирательства Инспекция указывала на необоснованное предъявление Обществом к возмещению из бюджета НДС за июнь 2003 года, поскольку:

- заявителем не представлены документы, подтверждающие факт осуществления заказа покупателем с указанием места передачи товара;

- основная часть ввозимых Обществом мясных продуктов предназначена для промышленной переработки, а не для реализации на внутреннем рынке, однако ни заявитель, ни покупатель приобретенной Обществом продукции - общество с ограниченной ответственностью “Бриг“
промышленную переработку указанных продуктов не осуществляют и сертификаты на продукцию Обществом не представлены;

- Обществом не представлены документы на право приобретения, получения и хранения продукции;

- представленные Обществом накладные не являются товарно-транспортными и не свидетельствуют о вывозе товара.

Общество, считая незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения о возмещении ему НДС за июнь 2003 года, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

В пункте 2 статьи 173 НК РФ указано, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ также предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для
свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной нормы налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплаты НДС таможенным органам и принятия на учет импортных товаров их покупателем.

Инспекция не оспаривает соблюдение заявителем названных условий.

Названными нормами право налогоплательщика на вычет и возмещение сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, не связывается с фактической оплатой этих товаров инопартнерам, с датой реализации этих товаров и оплатой их покупателями, а также с наличием у налогоплательщика операций, признаваемых объектом налогообложения, в период предъявления к вычету и возмещению сумм НДС, уплаченных им при ввозе товаров.

Согласно статье 176 НК РФ суммы налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров
(работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 176 НК РФ, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Таким образом, Инспекция обязана в трехмесячный срок после подачи налоговой декларации принять решение о возврате (отказе) сумм налога, уплаченного таможенным органам. Соблюдение данного срока является гарантией прав налогоплательщика.

В данном случае, поскольку Инспекция в установленный срок решения о возмещении Обществу НДС не вынесла, судебные инстанции правомерно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившееся
в непринятии решения о возмещении, и обязали Инспекцию осуществить возврат заявленной суммы налога.

Доводы инспекции о недобросовестности Общества как налогоплательщика не подтверждены документально.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение и постановление судов приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-38496/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

КИРЕЙКОВА Г.Г.