Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2004 N А33-7290/04-С3-Ф02-4837/04-С1 Суд правомерно удовлетворил требования о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль, поскольку средства, получаемые заявителем от страховых организаций, имеют целевое назначение, в связи с чем не включаются в налогооблагаемую базу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 ноября 2004 г. Дело N А33-7290/04-С3-Ф02-4837/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Мироновой И.П., Косачевой О.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 17 по Красноярскому краю на решение от 21 июля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7290/04-С3 (суд первой инстанции: Касьянова Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение здравоохранения “Козульская центральная районная больница“ (далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в
порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 17 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция) N 10 от 13.04.2004 в части: налога на пользователей автомобильных дорог в размере 55833 рублей и пени за его несвоевременную уплату в размере 17139 рублей; начисления налога на прибыль в размере 98855 рублей и пени за его несвоевременную уплату в размере 14563 рублей; штрафа в размере 9001 рубля - по налогу на пользователей автомобильных дорог и 17103 рублей - по налогу на прибыль.

Решением суда от 21 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 21 июля 2004 года не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 21 июля 2004 года, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, денежные средства, полученные больницей от страховых компаний в счет оплаты медицинских услуг, не являются средствами целевого финансирования.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 21 июля 2004 года следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка соблюдения больницей законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, в ходе которой было выявлено следующее.

В соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью больница заключила с
медицинскими страховыми компаниями договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию.

За 2002 год от страховых компаний больницей было получено 5585283 рубля.

Невключение данной суммы в налогооблагаемую базу повлекло неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 55833 рублей и налога на прибыль в размере 98855 рублей.

Решением налоговой инспекции N 10 от 13.04.2004 больница была привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере: 9001 рубля - по налогу на пользователей автомобильных дорог, 17103 рублей - по налогу на прибыль.

Больнице было предложено уплатить суммы недоимки по налогам, штрафа и пени за несвоевременную уплату налога в размере: 17139 рублей - по налогу на пользователей автомобильных дорог, 14563 рублей - по налогу на прибыль.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения больницы с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Также согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые
поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных субъектов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Согласно пункту 1.1 Устава больница является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств местного бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1.3 Правил обязательного медицинского страхования граждан на территории Красноярского края (далее - Правила), утвержденных постановлением администрации Красноярского края от 10.02.1995 N 51-П, гражданам, проживающим на территории края, гарантируется предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действующей на территории краевой программы обязательного медицинского страхования.

Фонд, его филиалы финансируют страховые медицинские организации на основании договоров о финансировании обязательного медицинского страхования (пункт 4.1 Правил).

Взаимодействие между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией осуществляется на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию (пункт 5.3 Правил).

Программой государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи в 2002 году, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 06.08.2002 N 302-п, больница включена в перечень учреждений здравоохранения, финансируемых из средств обязательного медицинского страхования.

Таким образом, средства, получаемые больницей от страховых организаций, являются средствами обязательного медицинского страхования, имеющими целевое назначение, в связи с чем не подлежат включению в налогооблагаемую базу налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог.

В связи с тем, что решение от 21 июля 2004 года является законным и обоснованным, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 июля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7290/04-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

И.П.МИРОНОВА

О.И.КОСАЧЕВА