Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2004 N А74-3312/02-К2-Ф02-4560/04-С1 Суд отказал в признании недействительным решения налогового органа о доначислении платы за недра, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземной воде, поскольку при отсутствии лицензии пользователь недр, фактически осуществляющий добычу полезных ископаемых, обязан уплачивать установленные платежи за пользование недрами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 ноября 2004 г. Дело N А74-3312/02-К2-Ф02-4560/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Родниной Е.В. (доверенность N 37 от 05.01.2004),

от ответчика - Медведевой С.Г. (доверенность N НА-02-22/30565 от 29.10.2004), Лопатиной Н.В. (доверенность N НА-02-22/30566 от 29.10.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия на решение от 13 июля 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3312/02-К2 (суд
первой инстанции: Журба Н.М.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Западно-Сибирский металлургический комбинат“ (комбинат) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 14.06.2002 N 45/57 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия (налоговая инспекция) в части взыскания платы за недра в сумме 12261822 рублей, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 14278 рублей 85 копеек, платы за пользование водными объектами в сумме 2086420 рублей, пеней в сумме 6533018 рублей 55 копеек, штрафов в сумме 2872504 рублей 17 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия со встречным заявлением о взыскании с комбината штрафов в сумме 104651 рубля по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2879274 рублей 17 копеек - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 27 января 2003 года с изменениями, внесенными определениями об исправлении опечатки от 20 марта 2003 года, от 24 марта 2003 года, от 27 мая 2003 года, требования первоначального заявления удовлетворены.

Требования встречного заявления удовлетворены частично, в сумме 6370 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований встречного заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 апреля 2003 года решение от 27 января 2003 года изменено.

Решение налоговой инспекции от 14.06.2002 N 45/57 признано незаконным в части взыскания платы за пользование водными объектами в сумме 2013784 рублей
5 копеек, пеней в сумме 110721 рубля 22 копеек и штрафа в сумме 402756 рублей 81 копейки за ее неуплату на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований первоначального заявления отказано.

Встречное заявление удовлетворено частично - в сумме 20897 рублей 19 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований встречного заявления отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2003 года решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

При новом судебном разбирательстве комбинат в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличил заявленные требования в части взыскания платы за пользование водными объектами в сумме 2088420 рублей и штрафа в сумме 417684 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату названной платы и просил признать недействительным решение от 14.06.2002 N 45/57 налоговой инспекции с учетом указанного уточнения.

Решением от 23 октября 2003 года решение от 14.06.2002 N 45/57 налоговой инспекции признано незаконным в части взыскания платы за недра (по руде) в сумме 12241047 рублей, платы за недра (по подземной воде) в сумме 13440 рублей, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 3701 рубля 85 копеек, платы за пользование водными объектами в сумме 2015785 рублей, пеней в сумме 6508557 рублей 85 копеек, штрафов в сумме 2854794 рублей 60 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований первоначального заявления отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 февраля
2004 года решение суда от 23 октября 2003 года в части удовлетворения заявления о признании незаконным решения налоговой инспекции от 14.06.2002 N 45/57 о доначислении 12241047 рублей платы за недра (по руде), 13440 рублей платы за недра (по подземной воде) и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 3701 рубля 85 копеек отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение.

Решением суда от 13 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при удовлетворении заявленных требований не учел, что при отсутствии соответствующей лицензии пользователь недр, фактически осуществляющий добычу полезных ископаемых, обязан уплачивать установленные Законом Российской Федерации “О недрах“ налоги, поэтому налоговой инспекцией правомерно произведено начисление неуплаченных комбинатом платежей за пользование недрами по руде, подземной воде и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В отзыве на кассационную жалобу комбинат считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность судебного акта.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 5 ноября 2004 года.

В судебном заседании представители налоговой инспекции подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель комбината просил оставить решение суда без изменения по основаниям, указанным в отзыве на кассационную жалобу.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения и правильность применения арбитражным судом норм материального и
процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки соблюдения комбинатом законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.1999 по 01.11.2001 выявила факты неполной уплаты в бюджет налога на имущество, целевого сбора на содержание муниципальной милиции, земельного налога, платы за недра, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платы за пользование водными объектами.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 06.05.2002 N 45/57, вынесено решение от 14.06.2002 N 45/57 (с изменениями от 18.09.2002) о взыскании с комбината, в том числе, платы за недра (по руде) в сумме 12241047 рублей, платы за недра (по подземной воде) в сумме 20775 рублей, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 14278 рублей 85 копеек, платы за пользование водными объектами в сумме 2088420 рублей, пеней в сумме 6607382 рублей 73 копеек и штрафов в сумме 104651 рубля по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2879274 рублей 17 копеек - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения налоговой инспекции от 14.06.2002 N 45/57 о доначислении 12241047 рублей платы за недра (по руде), 13440 рублей платы за недра (по подземной воде) и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 3701 рубля 85 копеек, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что налоговая инспекция не наделена полномочиями по определению размера и взыскания убытков, понесенных государством в результате безлицензионного недропользования, и, кроме того, начисление налоговой
инспекцией платы за пользование недрами по максимальной ставке является необоснованным, так как размеры платежей должны быть установлены органом, выдающим лицензию.

Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.

Статьей 39 Закона Российской Федерации “О недрах“ от 21.02.1992 N 2395-1 предусматривалось, что пользование недрами является платным, за исключением случаев, установленных статьей 40 настоящего Закона. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы.

В соответствии со статьей 11 названного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, содержащей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Статьей 9 названного Закона установлено, что права пользователя недр, а также его обязанности (одной из которых согласно статье 22 этого же Закона является своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами) возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Статьей 12 Закона предусмотрено, что лицензия должна содержать, в том числе, и условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.

Из содержания названных норм следует, что обязанность по уплате
платежей за пользование недрами возникает у пользователей участками недр с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр; использование недр до получения соответствующей лицензии является самовольным недропользованием.

Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия и не оспаривается сторонами, у общества лицензия на право пользования недрами отсутствовала, а пользование данным участком недр осуществлялось самовольно.

Меры ответственности за нарушение Закона Российской Федерации “О недрах“ предусмотрены в статьях 49, 51 данного Закона.

Согласно статье 49 Закона лица, виновные в самовольном пользовании недрами, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 51 Закона Российской Федерации “О недрах“ установлено, что вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование, подлежит возмещению. Размер вреда определяется федеральным органом управления - государственным фондом недр.

Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 N 1214-р дано поручение Министерству природных ресурсов России и Государственной налоговой службе Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.

При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить, в частности, из
максимальных уровней платежей за пользование недрами.

Из названного распоряжения следует, что Правительство Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями поручило принимать меры по обеспечению взносов в соответствующие бюджеты не только Министерству природных ресурсов России, но и Министерству по налогам и сборам России.

В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации “О Правительстве Российской Федерации“ постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации, таким образом, налоговая инспекция действовала правомерно в пределах своих полномочий, предоставленных ей на основании распоряжения Правительства Российской Федерации.

Пунктами 1 Инструкции Министерства финансов Российской Федерации N 8, Государственной налоговой службы Российской Федерации N 17 и Федерального горного и промышленного надзора России N 01-17/41 от 04.02.1993 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами“, зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.04.1993 N 229, и Инструкций Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.09.1994 N 28 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“, зарегистрированной 28.10.1994 N 711, и от 31.12.1996 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“, зарегистрированной 23.05.1997 N 1311, определено, что платежи за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производят все предприятия, организации, объединения, иные юридические лица, независимо от форм собственности, осуществляющие добычу полезных ископаемых.

Следовательно, из налогового законодательства при определении плательщиков вышеназванных налогов не следует, что при отсутствии лицензии пользователь недр, фактически осуществляющий добычу полезных ископаемых, не обязан уплачивать установленные Законом Российской Федерации “О недрах“ платежи за пользование недрами.

Факт добычи железной руды без лицензии
на участке недр города Абаза Таштыпского района Республики Хакасия в проверяемый период установлен арбитражным судом.

Размер платежей за пользование недрами на основании абзаца 7 статьи 41 названного Закона установлен Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.1992 N 828, а для лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, - распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 N 1214-р.

Следовательно, налоговая инспекция произвела начисление неуплаченных комбинатом платежей за пользование недрами по руде и по подземной воде по цеху “Арбатский“ и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы правомерно.

При таких обстоятельствах решение, принятое с нарушением норм материального права, на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 июля 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3312/02-К2 отменить.

Принять новое решение.

В признании недействительным решения от 14.06.2002 N 45/57 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия в части доначисления платы за недра в сумме 12241047 рублей, платы за недра (по подземной воде) в сумме 13440 рублей, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (по подземной воде) в сумме 3701 рубля 85 копеек отказать.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

Н.М.ЮДИНА