Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2004 N А19-5187/04-5-Ф02-4319/04-С1 Судебные инстанции правомерно признали недействительным мотивированное заключение налогового органа об отказе в возмещении из бюджета НДС, поскольку штамп “Товар вывезен полностью“ проставлен таможенным органом на грузовых декларациях, по которым товар по представленным заявителем грузовым билетам был вывезен за границу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 октября 2004 г. Дело N А19-5187/04-5-Ф02-4319/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Косачевой О.И., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя открытого акционерного общества “Производственное объединение “Усть-Илимский лесопромышленный комплекс“ - Дудник О.П. (доверенность N 103-08/477 от 22.12.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области на решение от 21 апреля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5187/04-5 (суд первой инстанции:
Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Белоножко Т.В., Сорока Т.Г., Архипенко А.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Производственное объединение “Усть-Илимский лесопромышленный комплекс“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным мотивированного заключения N 03-25/2-191 от 22.12.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (налоговая инспекция).

Решением суда от 21 апреля 2004 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 15 июля 2004 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что согласно пункту 12 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 806 от 21.07.2003, отметка “Товар вывезен“ не проставляется только на поручении на отгрузку, коносаменте и на международной авиационной грузовой накладной, положения данного пункта на грузовой билет не распространяются. Поскольку на представленных обществом грузовых билетах отсутствовала отметка “Товар вывезен“, отказ в возмещении налога на добавленную стоимость правомерен.

Кроме того, налоговая инспекция указывает, что при реализации права на подтверждение вывоза товара за пределы Российской Федерации иными транспортными, товаросопроводительными документами, кроме коносамента и поручения на отгрузку, налогоплательщик несет обязанность по обеспечению соответствия представляемых документов требованиям общей правовой нормы подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь
на их законность и обоснованность.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 73053 от 29.09.2004, N 73054 от 28.09.2004), однако налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, заявила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель общества в судебном заседании отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить ее без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проводилась камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2003 года.

По результатам проверки налоговой инспекцией было вынесено мотивированное заключение N 03-25/2-191 от 22.12.2003, которым обществу было частично отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 486237 рублей.

Основанием для отказа в возмещении названной суммы налога на добавленную стоимость послужило отсутствие на представленных обществом погрузочных билетах отметок пограничных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.

Не согласившись с выводами налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного мотивированного заключения недействительным и об обязании налоговой инспекции возместить из федерального бюджета 486237 рублей налога на добавленную стоимость.

Признавая мотивированное заключение налоговой инспекции недействительным,
суд исходил из необоснованности отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, поскольку обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие применение налоговой ставки 0 процентов.

Кассационная инстанция считает правильными выводы суда первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

В изъятие из общего порядка оформления этих документов налоговым законодательством
предусмотрен ряд особенностей при вывозе судами через морские порты, воздушным, трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при оказании услуг в отношении перечисленных операций с товарами.

Одной из таких особенностей согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса является то, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Общество с декларацией по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2003 года представило налоговой инспекции полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. По контракту N 643/16790139/224475 от 23.10.2003 по грузовой таможенной декларации N 10616040/140203/0000727 и по контракту N 643/16790139/324191 от 20.06.2003 по грузовой таможенной декларации N 10616040/020903/0004120 обществом были представлены копии грузовых билетов (Freight ticket).

Судом установлено, что представленные грузовые билеты содержат данные, предусмотренные статьей 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации: поручение на отгрузку экспортируемых товаров с отметками Балтийской таможни “Погрузка разрешена“ и с указанием порта разгрузки - Любек, Германия, что соответствует требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 14.07.2003.

Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении было указано, что погрузочный билет, применяемый в практике паромных перевозок в качестве документа, подтверждающего
прием груза, - как содержащий ту же информацию, что и коносамент, и допускаемый в качестве доказательства при рассмотрении гражданско-правовых споров, связанных с договорами перевозки грузов, - обладает доказательственным значением и в сфере налоговых отношений.

Пунктом 12 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 806 от 21.07.2003, определено, что с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, отметка “Товар вывезен“ не проставляется на поручении на отгрузку, коносаменте (при перевозках товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты) и на международной авиационной грузовой накладной (при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом).

Штамп “Товар вывезен полностью“ проставлен таможенными органами на грузовых таможенных декларациях, по которым вся партия груза по представленным грузовым билетам была вывезена. В связи с чем судом был сделан правильный вывод о необоснованном отказе налоговой инспекцией в возмещении налога на добавленную стоимость.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 апреля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5187/04-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

П.В.ШОШИН