Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2004 N А19-20554/03-31-Ф02-3610/04-С2 Судебные инстанции правомерно удовлетворили исковые требования о возмещении убытков, возникших в результате предоставления льгот ветеранам по оплате тепловой энергии, поскольку государство обязано компенсировать хозяйствующим субъектам их затраты, связанные с реализацией законно установленных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 сентября 2004 г. Дело N А19-20554/03-31-Ф02-3610/04-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Орлова А.В., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании представителей:

Главного финансового управления Иркутской области - Чившаевой Н.Ю. (доверенность от 15.09.2003 N 08-36/288), Главного управления социальной защиты администрации Иркутской области - Гавриленко Н.С. (доверенность от 31.03.2004 N 09-3015), администрации Ангарского муниципального образования - Шафира А.В. (доверенность N 1/15-4878 от 30.12.2003),

общества с ограниченной ответственностью “Ангарская ТеплоСбытовая компания“ - Шалдеевой С.И. (доверенность от 12.04.2004 N 007-юр), Крипина А.В. (доверенность от 14.01.2004 N 05-2004),

рассмотрев
кассационные жалобы Главного финансового управления Иркутской области и Главного управления социальной защиты населения Иркутской области на решение от 6 мая 2004 года и постановления апелляционной инстанции от 13 июля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20554/03-31 (суд первой инстанции: Ушакова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Матинина Л.М., Белоножко Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Ангарская ТеплоСбытовая компания“ открытого акционерного общества “Иркутскэнерго“ (ООО “АТСК“) обратилось к администрации Ангарского муниципального образования (третье лицо - Главное финансовое управление Иркутской области) с требованием о взыскании 25000 рублей, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения, обязанность уплаты которых предусмотрена договором от 14.05.2003 N 28.

До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области в возмещение расходов, понесенных им в связи с предоставлением указанных льгот, в части которых они не были компенсированы выделенными бюджетными средствами, являющимися убытками, сумму 25000 рублей.

Определением от 9 февраля 2004 по делу N А19-20554/03-31 произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Ангарского муниципального образования на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области, администрация Ангарского муниципального образования привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Заявлением от 15.03.2004 истец увеличил сумму иска до 8941263 рублей 59 копеек.

Определением от 1 апреля 2004 года по делу N А19-20554/03-31 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 6
мая 2004 года по делу N А19-20554/03-31 заявленные требования удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции 13 июля 2004 года решение от 6 мая 2004 года по делу N А19-20554/03-31 оставил без изменения.

Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, Главное финансовое управление Иркутской области и Главное управление социальной защиты населения Иркутской области обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2004 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2004 года по делу N А19-20554/03-31 полностью и принять новое решение об отказе в иске.

По мнению заявителей кассационных жалоб, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права, не в полном объеме были выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела.

ООО “АТСК“ в отзывах на кассационные жалобы доводы заявителя отклонило, считая обжалуемые судебные акты законными.

Присутствующие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили свои требования и возражения.

Представитель администрации Ангарского муниципального образования поддержал доводы заявителей кассационных жалоб.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ООО “АТСК“ предоставляло ветеранам войны и труда, проживающим на территории Ангарского муниципального образования, в январе - сентябре 2003 года предусмотренные статьями 14 - 22 Федерального закона “О ветеранах“ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ льготы по оплате тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в размере 50% от тарифа.

В
соответствии с условиями договора от 14.05.2004 N 28, заключенного между ООО “АТСК“ и администрацией Ангарского муниципального образования, последняя обязана возместить расходы предприятию по предоставляемой льготе денежными средствами, поступающими на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ из областного бюджета.

Распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, является Главное финансовое управление Иркутской области.

Администрацией Ангарского муниципального образования затраты по предоставлению льгот в связи с реализацией Федерального закона “О ветеранах“ ООО “АТСК“ не были возмещены в полном объеме по причине недостаточного финансирования из областного бюджета.

В обоснование своих требований истец представил: счета-фактуры, акты сверки расчетов, договор 14.05.2004 N 28.

Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на недоказанность убытков, отсутствие незаконности его действий, повлекших причинение вреда ООО “АТСК“.

Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало на то, что на органы государственной власти муниципальных образований не возложено право подтверждать расходы организаций, подлежащие возмещению за счет средств областного бюджета, превышающие размер выделенных субсидий.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по коммунальному обслуживанию ветеранов возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ у истца возникли убытки.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации
обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Согласно подпункту “б“ пункта 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ООО “ АТСК“. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон “О ветеранах“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и как следствие - неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“, Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“.

В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот ветеранам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот,
исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области.

По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 6 мая 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 13 июля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20554/03-31 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 6 мая 2004 года и постановления апелляционной инстанции от 13 июля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20554/03-31 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Отменить меры по приостановлению исполнения решения от 6 мая 2004 года, постановления от 13 июля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20554/03-31, указанные в определении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2004 года.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

А.В.ОРЛОВ

М.Д.РЮМКИНА