Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2004 N А19-4919/04-21-Ф02-3215/04-С1 Заявление о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций удовлетворено, поскольку материалами дела подтверждается факт совершенного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 августа 2004 г. Дело N А19-4919/04-21-Ф02-3215/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу г. Иркутска Киреевой М.Г. (доверенность от 09.07.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу г. Иркутска на решение от 13 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4919/04-21 (суд первой инстанции: Стрижова Т.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Ремонтно-эксплуатационное управление “Центральный“
(далее - МУП “РЭУ “Центральный“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу города Иркутска (далее - ИМНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска) о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2004 N 05.

Решением от 13 апреля 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска ставит вопрос о проверке законности принятого судебного акта по мотивам неправильного применения статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неприменения Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, постановления Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Представитель ИМНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска доводы кассационной жалобы поддержал.

МУП “РЭУ “Центральный“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (почтовое уведомление N 83611 от 27.07.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 01.03.2004 ИМНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска проведена проверка полноты учета МУП “РЭУ “Центральный“ выручки, полученной с применением контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, по результатам которой обнаружено, что денежные средства в размере 86616 рублей, отраженные как выручка в фискальной памяти контрольно-кассовой машины, не были отражены в журнале кассира-операциониста и в кассовой книге, соответственно, не поступили в кассу предприятия. Данные обстоятельства
зафиксированы в акте от 01.03.2004 N 05-006, протоколе об административном правонарушении от 01.03.2004 N 05.

Постановлением от 04.03.2004 N 05 МУП “РЭУ “Центральный“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Указанное постановление МУП “РЭУ “Центральный“ оспорило в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу об отсутствии в действиях МУП “РЭУ “Центральный“ состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверка правильности применения норм материального права и норм процессуального права по делу показала законность принятого судебного акта.

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в фактическом получении выручки и неотражении ее в соответствующих бухгалтерских документах. Превышение суммы, отраженной в фискальных отчетах используемой контрольно-кассовой техники, над суммой, отраженной в приходных кассовых ордерах и кассовой книге МУП “РЭУ “Центральный“, на 86616 рублей не является подтверждением фактического получения названным юридическим лицом выручки в указанном размере, а является следствием неправильного пробития чеков его продавцом при применении контрольно-кассовой техники.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, данный вывод подтверждают имеющиеся в материалах дела доказательства: журнал кассира-операциониста, объяснительные бухгалтера и продавца, акт экспертизы технического состояния кассовых
регистров от 01.03.2004, которым подтверждается сбой в контрольно-кассовой машине из-за броска напряжения, а также отчет по фискальной памяти контрольно-кассовой машины за период с 18.11.2003 по 19.02.2004, в соответствии с которыми средняя ежедневная выручка МУП “РЭУ “Центральный“ не превышала 15000 рублей и не могла составлять 86616 рублей за один день.

Судом также установлено, что сумма 86616,36 рубля соответствует сумме всех произведенных кассовых операций за проверяемый период и соответствует всей сумме счетов-фактур, выданных арендатором, отчету кассира-операциониста. Следовательно, оприходование в кассу денежной наличности предприятия подтверждается документами первичного учета и фиксированием их в кассовой книге.

При таких условиях вывод суда об отсутствии в действиях МУП “РЭУ “Центральный“ вменяемого состава правонарушения является правильным.

Доводы кассационной жалобы со ссылкой на постановление Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичного учета документации по учету торговых операций“ проверены, однако учтены быть не могут.

Названные унифицированные формы разработаны для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин. Однако заявителем не учтено, что несоответствие данных фискального отчета контрольно-кассовой машины записям кассира-операциониста не является доказательством неоприходования в кассу денежной наличности, поскольку ведение книги кассира-операциониста не предусмотрено Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, и не составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4919/04-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.Ю.ПУЩИНА