Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2004 N А19-4800/04-51-Ф02-2740/04-С1 Суд обоснованно признал незаконным отказ налогового органа в проведении зачета неправомерно начисленной суммы пени по налогу на пользователей автодорог в счет погашения задолженности по данному налогу, так как законодательством не установлен срок уплаты налога на пользователей автодорог.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 июля 2004 г. Дело N А19-4800/04-51-Ф02-2740/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя ООО “АнгарскПоли-М“ Сова А.В. (доверенность N 18-1 юр от 06.05.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области на решение от 21 апреля 2004 года по делу N А19-4800/04-51 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Тютрина Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “АнгарскПоли-М“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области
с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по городу Ангарску Иркутской области (далее - ИМНС), выразившихся в отказе в проведении зачета неправомерно начисленной суммы пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 67000 рублей, а также обязании налогового органа возвратить из бюджета 13484 рубля 38 копеек, составляющих сумму пени по налогу на пользователей автодорог.

Решением от 21 апреля 2004 года заявленные требования удовлетворены частично.

Действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести зачет неправомерно начисленной и взысканной суммы пени по налогу на пользователей автодорог в размере 67000 рублей, признаны незаконными. Инспекция МНС РФ по г. Ангарску обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Требования в части обязания налогового органа произвести возврат из бюджета 13484 рублей 38 копеек оставлены без рассмотрения.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, ИМНС по городу Ангарску обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, в удовлетворении заявленных требований ООО “АнгарскПоли-М“ отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, признание недействительным требования не влечет факта возникновения переплаты по лицевому счету налогоплательщика. Решение о взыскании с налогоплательщика пени не отменено, поэтому, полагает заявитель, отказ в проведении зачета правомерен.

Отзыва на кассационную жалобу не представлено.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ИМНС о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.07.2003 по делу N А19-9734/03-45-24 по заявлению ООО “АнгарскПоли-М“ признано недействительным требование ИМНС по г. Ангарску N 3467/3372 от 19.12.2002 в части уплаты пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 80484 рублей 38 копеек. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.10.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

14.01.2004 ООО “АнгарскПоли-М“ направило в адрес налоговой инспекции письмо за N 1 о зачете неправомерно начисленной и взысканной, согласно инкассовому поручению N 806 от 17.03.2003, суммы пени по налогу на пользователей автодорог в размере 80484 рублей 38 копеек в счет погашения задолженности по налогу на пользователей автодорог.

Письмом от 29.01.2004 за N 09-57/1348 налоговый орган сообщил, что произвести зачет не представляется возможным, поскольку по карточке лицевого счета предприятия по налогу на пользователей автодорог переплата по пене отсутствует.

Заявитель оспорил названные действия налогового органа, считая их необоснованными и незаконными, так как имелась переплата по пене по налогу на пользователей автодорог.

Удовлетворяя заявленные обществом требования в части, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что действия налогового органа в части отказа в проведении зачета неправомерно начисленной и взысканной суммы пени являются незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Судом установлено, что у общества на 14.01.2004
имелась недоимка по уплате налогов, в том числе по налогу на пользователей автодорог, в размере 67000 рублей и задолженность по пеням, причитающимся тому же бюджету, поэтому судом сделан правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа налогоплательщику произвести зачет задолженности по пене по налогу на пользователей автодорог в счет погашения недоимки по налогу на пользователей автодорог.

Доводы кассационной жалобы о том, что признание недействительным решением суда требования о взыскании пеней не влечет изменения в карточке лицевого счета, поскольку решение налогового органа о взыскании налога и пеней не отменено, не основаны на нормах права.

Решением от 23.07.2003 спорное требование о взыскании пени было не только признано недействительным, но судом было установлено, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления данных пеней, поскольку срок уплаты налога законом не установлен. Действие постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 приостановлено на 2001, 2002 и 2003 годы. Порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда определяется законом субъекта Российской Федерации, а Законом Иркутской области “О дорожном фонде“ срок уплаты налога не установлен. В связи с чем начисление налоговой инспекцией пени по налогу на пользователей автодорог является неправомерным.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная
со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Устанавливающий обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не содержит указания на сроки исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате данного налога.

Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, определяющий сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, регулирует лишь правоотношения, связанные с формированием Федерального дорожного фонда.

Законом Иркутской области от 17.07.1995 N 155 “О территориальном дорожном фонде“ срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен.

С учетом изложенного начисление и взыскание налоговой инспекцией пени за несвоевременную уплату обществом налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд является неправомерным.

На основании вышеизложенного у суда кассационной инстанции нет правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4800/04-51 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

Н.М.ЮДИНА