Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2004 N А33-13173/03-С3-Ф02-2404/04-С1 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, так как у общества отсутствует излишняя уплата платежей за право пользования недрами в бюджет, поскольку расчет суммы произведен обществом в установленном порядке, действующем на момент осуществления спорных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 июля 2004 г. Дело N А33-13173/03-С3-Ф02-2404/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Разрез Березовский-1“ на решение от 9 января 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 25 марта 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13173/03-С3 (суд первой инстанции: Хох Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Смольникова Е.Р., Колесникова Г.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Разрез Березовский-1“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд
Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невынесении решения по заявлению налогоплательщика N 01-32/2479 от 04.07.2003 о внесении изменений в решение N 8 от 18.10.2001 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в федеральный бюджет, и обязании устранить нарушение прав заявителя путем внесения изменений в решение N 8 от 18.10.2001 посредством исключения из общей суммы реструктурированной задолженности суммы в размере 32330000 рублей.

Решением от 9 января 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 25 марта 2004 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при принятии судебных актов не принял во внимание довод о том, что платежи за право пользования недрами не могут быть признаны законно установленными, поскольку в законе не установлен такой его существенный элемент, как ставка, а применение иных нормативных актов, устанавливающих ставку платежа, противоречит налоговому законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

Дело рассматривается по правилам, установленным
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 80265, 80266, 80267 от 04.06.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, общество обратилось в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов с заявлением N 01-32/2479 от 04.07.2003, из которого следует, что налогоплательщиком в 2000 - 2001 годах излишне уплачены платежи за право пользования недрами в размере 16166000 рублей, в связи с чем просило принять уточненные налоговые декларации по платежам за право пользования недрами за 2000 - 2001 годы; внести соответствующие изменения (дополнения) в карточку лицевого счета налогоплательщика за соответствующий налоговый период; известить налогоплательщика о выявленных фактах излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, а также внести изменение в решение N 8 от 18.10.2001 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам и уменьшить сумму задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, указанным в графиках, утвержденных на основании данного решения, с учетом того, что суммы по основному долгу платежей за право пользования недрами подлежат пропорциональному уменьшению по графику реструктуризации, начиная с даты вынесения решения налоговым органом о реструктуризации.

Письмом N НН-04-11/2755 от 11.07.2003 Межрайонная инспекция Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов уведомила общество о том, что в соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам она не администрирует, в том числе, плату за пользование недрами, поэтому уточненные декларации (расчеты) направлены сопроводительными письмами N 01-32/247, 01-32/2478, 01-32/2479 от 04.07.2003 в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Красноярскому краю, которой получены 14.07.2003.

В связи с непринятием решения по результатам рассмотрения данного заявления и уточненных налоговых деклараций общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невынесении решения по заявлению налогоплательщика N 01-32/2479 от 04.07.2003 о внесении изменений в решение N 8 от 18.10.2001 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в федеральный бюджет, и обязании устранить нарушение прав заявителя путем внесения изменений в решение N 8 от 18.10.2001 посредством исключения из общей суммы реструктурированной задолженности суммы в размере 32330000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Красноярского края исходил из того, что довод общества об излишней уплате платежей за пользование недрами в 2000 - 2001 годах не основан на нормах материального права, в связи с чем отсутствуют основания для признания оспариваемого бездействия налогового органа незаконным.

Данный вывод суда является правильным и основан на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.

Подавая в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации, общество исходило из того, что ошибочно уплатило в бюджет платежи за право пользования недрами, исходя из ставки 3%,
поскольку спорный платеж не является законно установленным, поскольку не определен такой его существенный элемент, как ставка налога, в связи с чем произвело перерасчет суммы, подлежащей к уплате в бюджет, из ставки в размере 1%.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.

Согласно Федеральному закону “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, содержащих перечень соответственно федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются (часть вторая статьи 2); статьи 13, 14 и 15 вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая статьи 3).

Согласно подпункту “и“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.

Следовательно, платежи за пользование природными ресурсами подлежат взиманию в обычном порядке вплоть до введения соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в определении N 138-О от 04.10.2001, требование об установлении всех существенных элементов налогообложения впервые сформулировано в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации и является обязательным для всех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 1 января 1999 года.

Платежи за пользование природными ресурсами устанавливались в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в
Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 “О недрах“ недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Статьями 12 и 22 данного Закона предусмотрено условие о платежах, взимаемых при пользовании недрами, об обязанности пользователя недр по выполнению условий, установленных лицензией, а также внесению платежей за пользование недрами.

Согласно статье 39 данного Закона пользование недрами является платным, порядок и условия взимания платежей за пользование недрами устанавливаются Правительством Российской Федерации, окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии.

В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.01.1992 с пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях.

Пунктом 8 указанной статьи установлено, что порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

Данный пункт Закона в установленном порядке не отменен.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1212 от 03.11.1994 “Об изменении предельного уровня регулярных платежей за право на добычу угля“ внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 828 от 28.10.1992 “Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна“, и предельный уровень регулярных платежей за право на добычу угля установлен 01.01.1995 в размере от 1 до 3 процентов от стоимости добытого
угля.

Общество в 2000 - 2001 годах осуществляло добычу угля на участках, переданных ему в платное пользование.

Добыча полезных ископаемых осуществляется обществом на основании лицензии на право пользования недрами вид ТЭ серии КРР N 00400 от 21.11.1996, срок окончания лицензии - 01.01.2013.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Неотъемлемой частью лицензии является Соглашение между Красноярскгеолкомом и обществом об условиях недропользования на Березовском буроугольном месторождении, расположенном в Шарыповском районе. Согласно пункту 6.1 соглашения, регулярные платежи за право на добычу угля установлены в размере 3%.

Таким образом, Арбитражным судом Красноярского края сделан правильный вывод, что у общества отсутствует излишняя уплата платежей за право пользования недрами в бюджет, поскольку расчет суммы произведен обществом в установленном порядке, действующем на момент осуществления спорных платежей.

Суд первой и апелляционной инстанций оценил все доводы заявителя и правильно, в соответствии с нормами материального и процессуального права, признал их необоснованными и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеет.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 9 января 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 25 марта 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13173/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА