Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2004 N А56-45968/03 Поскольку при рассмотрении дела о признании незаконными действий руководителя фонда обязательного медицинского страхования, выразившихся в отказе подписать уточненный акт сверки расчетов плательщика страховых взносов с фондом, суд не исследовал вопрос о правомерности расчета пеней, произведенного в указанном акте, принятое по делу решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2004 года Дело N А56-45968/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии в судебном заседании представителей Федерального государственного унитарного предприятия “Концерн “Росэнергоатом“ Глебова А.Б. (доверенность от 09.04.04 N 51) и Самуйлова М.В. (доверенность от 05.01.04 N 16), Ломоносовского филиала Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования Рябовой Л.В. (доверенность от 04.02.03 N 01-07/466), рассмотрев 11.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Концерн “Росэнергоатом“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.04 по делу N А56-45968/03 (судья Ресовская Т.М.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное
государственное унитарное предприятие “Концерн “Росэнергоатом“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий руководителя Ломоносовского филиала Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд), выразившихся в отказе подписать уточненный акт сверки расчетов. В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле привлечена Инспекция по городу Сосновый Бор Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция).

Решением от 16.02.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение от 16.02.04, ссылаясь на то, что подписанный с Фондом акт сверки расчетов содержит недостоверную информацию. Податель жалобы считает, что сумма пеней, указанная в акте сверки расчетов, должна быть уменьшена в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“. Ранее действовавшая редакция статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливала, что процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 процента в день, а сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы долга.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда отклонил их, считая решение суда от 16.02.04 законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению. Государственное предприятие “Ленинградская атомная электростанция имени В.И.Ленина“ (в настоящее время - филиал Предприятия) обратилось в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий налоговой инспекции по отражению в учете пеней по взносам во внебюджетные фонды за период с 01.01.99 по 01.01.01. Решением арбитражного суда от 28.03.02 по делу N А56-7293/02 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприятие 10.02.03 обратилось в налоговую инспекцию с письмом N 0140/4 о внесении изменений в данные учета по пеням, начисленным за период с 01.01.99 по 01.01.01. Руководитель налоговой инспекции рекомендовал обратиться во внебюджетные фонды для оформления уточненных актов сверок.

Предприятие обратилось в Фонд с письмом от 27.03.03 N 0310/4, в котором предложило подписать уточненный акт сверки расчетов. Фонд отказал письмом от 22.08.03 N 33.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. На основании этой нормы суд сделал вывод, что в круг полномочий Фонда с 01.01.01 не входит подписание уточненного акта сверки расчетов.

Кассационная инстанция считает этот вывод ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.01.2000 N 1462-р органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны осуществить передачу территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам актов сверки расчетов фонда с плательщиками
страховых взносов. То есть подписание специального документа, названного акт сверки расчетов фонда с плательщиком страховых взносов, предусмотрено законодательно. В развитие данного положения распоряжения Правительства N 1462-р письмом Министерства труда Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18, 20 октября 2000 года N 214-АП, КА-16-27/9192, 02-08/06-2134П, 4875/20-2/и, БГ-6-07/814 утверждена форма актов сверки расчетов плательщиков страховых взносов (далее - Акт сверки расчетов).

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не видит препятствий для внесения изменений в Акт сверки расчетов, если он составлен с нарушением положений Налогового кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель.

Кассационная инстанция также принимает во внимание, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ налоговые органы осуществляют только взыскание недоимок и пеней, образовавшихся на 1 января 2001 года. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ страховщики (в данном случае - Фонд) обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение суда первой инстанции, принятое по настоящему делу, подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

В материалах дела имеется предложенный заявителем вариант уточненного Акта сверки расчетов (листы дела 29 - 31). Суд первой инстанции не исследовал вопрос правомерности расчета пеней, сделанного Предприятием.

Поэтому при новом рассмотрении дела суд должен назначить проведение трехсторонней сверки расчетов пеней, подлежащих уплате заявителем в Фонд обязательного медицинского страхования, с участием Предприятия, Фонда и
Инспекции по городу Сосновый Бор Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Сверка расчетов должна быть проведена как по праву, так и по размеру.

Кассационная инстанция считает, что суд должен рассмотреть спор по существу заявленных требований. То есть первая инстанция арбитражного суда должна дать оценку позициям сторон по праву и по размеру относительно пеней, образовавшихся на 1 января 2001 года, и подлежащих уплате предприятием. В случае удовлетворения заявленных Предприятием требований суд должен принять решение о том, какая сумма подлежащих уплате пеней должна быть отражена в уточненном Акте сверки расчетов, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен указать в решении на обязанность государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.04 по делу N А56-45968/03 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ВЕТОШКИНА О.В.