Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2004 N А56-45967/03 Суд пришел к ошибочному выводу о том, что действующими нормативными правовыми актами не установлена обязанность должностного лица Пенсионного фонда РФ подписывать уточненный акт сверки расчетов плательщика страховых взносов с ПФ РФ, поскольку в случае составления указанного акта с нарушением законодательства изменения в него могут быть внесены фондом или плательщиком страховых взносов, составившими первоначальный акт.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2004 года Дело N А56-45967/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии в судебном заседании представителей Федерального государственного унитарного предприятия “Концерн “Росэнергоатом“ Глебова А.Б. (доверенность от 09.04.04 N 51) и Самуйлова М.В. (доверенность от 05.01.04 N 16), Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Сосновый Бор - Ведемецкой Е.В. (доверенность от 17.02.04 N 362), рассмотрев 11.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Концерн “Росэнергоатом“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.04 по делу N
А56-45967/03 (судья Протас Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Концерн “Росэнергоатом“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Сосновый Бор (далее - Фонд), выразившихся в отказе подписать уточненный акт сверки расчетов плательщика страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 1 января 2001 года. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Инспекция по городу Сосновый Бор Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Решением от 16.02.04 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение от 16.02.04, ссылаясь на то, что подписанный заявителем с Фондом акт сверки расчетов содержит недостоверную информацию, а также на то, что позиция Фонда относительно неприменения норм Налогового кодекса Российской Федерации для исчисления пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации неправомерна.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда отклонил их, считая решение суда от 16.02.04 законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, возложено на налоговые органы Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии
с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.01.2000 N 1462-р органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны осуществить передачу территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам актов сверки расчетов фонда с плательщиками страховых взносов. То есть подписание специального документа, названного “акт сверки расчетов фонда с плательщиком страховых взносов“, предусмотрено законодательно. В развитие данного положения распоряжения Правительства N 1462-р письмом Министерства труда Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18, 20 октября 2000 года N 214-АП, КА-16-27/9192, 02-08/06-2134П, 4875/20-2/и, БГ-6-07/814 утверждена форма актов сверки расчетов плательщиков страховых взносов (далее - Акт сверки расчетов).

Государственным предприятием “Ленинградская атомная электростанция имени В.И.Ленина“ и отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Сосновый Бор 24.01.01 был подписан такой акт сверки расчетов. Заявитель является правопреемником государственного предприятия “Ленинградская атомная электростанция имени В.И.Ленина“ в связи с реорганизацией путем присоединения.

С учетом данных лицевого счета Предприятия Инспекция по городу Сосновый Бор Министерства Российской Федерации по налогам и сборам приняла решение от 03.12.02 N 1293 и направила требование от 06.11.02 N 1658/1746.

Предприятие обратилось к руководителю Фонда с письмом от 27.03.03 N 0305/4, в котором предложило подписать уточненный Акт сверки расчетов по состоянию на 01.01.01. Податель жалобы считает, что сумма пеней, указанная в Акте сверки расчетов, должна быть уменьшена в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации“. Ранее действовавшая редакция статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливала, что процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 процента в день, а сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы долга.

Кассационная коллегия считает неправомерным указание суда первой инстанции на то обстоятельство, что Предприятие не оспорило решение и требование, вынесенные налоговым органом, в судебном порядке, поскольку заявитель самостоятельно принимает решение о способе и порядке защиты в суде своих нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов.

Кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда о том, что действующими нормативными правовыми актами не установлена обязанность должностного лица Фонда подписывать уточненный акт сверки расчетов.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не видит препятствий для внесения изменений в акт сверки расчетов, если он составлен с нарушением положений законодательства. Такие изменения могут внести Фонд и Предприятие, составившие первоначальный акт.

Налоговые органы не вправе самостоятельно уменьшить подлежащую уплате Предприятием сумму пеней по следующим основаниям. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ налоговые органы осуществляют только взыскание недоимок и пеней, образовавшихся на 1 января 2001 года. В то же время письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.02.01 N МЗ-16-25/1137 “О порядке подготовки актов сверки расчетов плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации“ органы фонда должны были “завершить работу по списанию пеней в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации“.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение суда первой инстанции, принятое по настоящему делу, подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

В материалах
дела имеется предложенный заявителем вариант уточненного Акта сверки расчетов (листы дела 30 - 32). Суд первой инстанции не исследовал вопрос правомерности расчета пеней, сделанного Предприятием.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ и статьей 27 Закона Российской Федерации от 15.12.01 N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляют налоговые органы.

Поэтому при новом рассмотрении дела суд должен назначить проведение трехсторонней сверки расчетов пеней, подлежащих уплате заявителем в Пенсионный фонд Российской Федерации, с участием Предприятия, Фонда и Инспекции по городу Сосновый Бор Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Сверка расчетов должна быть проведена как по праву, так и по размеру.

Кассационная инстанция считает, что суду следует рассмотреть спор по существу заявленных требований. То есть первая инстанция арбитражного суда должна дать оценку позициям сторон по праву и по размеру относительно пеней, образовавшихся на 1 января 2001 года и подлежащих уплате Предприятием. В случае удовлетворения заявленных Предприятием требований суд должен принять решение о том, какая сумма подлежащих уплате пеней должна быть отражена в уточненном Акте сверки расчетов, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен указать в решении на обязанность государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.04 по делу N А56-45967/03 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ
С.Н.

ВЕТОШКИНА О.В.