Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2004 по делу N А56-21662/04 ИМНС необоснованно доначислила товариществу собственников жилья единый социальный налог, поскольку согласно ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2004 года Дело N А56-21662/04“
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А., при участии от товарищества собственников жилья “Ярославский 67“ адвоката Центера А.А. (доверенность от 05.07.04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Гришиной Е.Ю. (доверенность от 02.02.04 N 17/1834), рассмотрев 06.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.04 по делу N А56-21662/04 (судья Загараева Л.П.),
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья “Ярославский 67“ (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 11.05.04 N 12/47 в части привлечения к ответственности за неуплату единого социального налога (далее - ЕСН), доначисления 166484 руб. 50 коп. ЕСН и 2312 руб. 50 коп. пеней, предложения уплатить 8077 руб. 60 коп. ЕСН и 2312 руб. 50 коп. пеней, а также в части зачета переплаты по ЕСН в счет доначисленных сумм налога.
Решением суда от 19.07.04 заявление товарищества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 19.07.04 в связи с неправильным истолкованием судом положений подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, организации иных, не указанных в данной норме организационно-правовых форм обязаны уплачивать ЕСН в общеустановленном порядке, несмотря на то, что они производят выплаты физическим лицам из членских взносов.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что Федеральным законом “О товариществах собственников жилья“ (далее - Закон о товариществах) не предусмотрены платежи в виде членских взносов.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель товарищества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что налоговой инспекцией проведена выездная проверка соблюдения товариществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.01 по 01.01.04. В ходе проверки, помимо прочих нарушений, выявлена неуплата заявителем 166484 руб. 50 коп. ЕСН за 2001 - 2002 годы в связи с исключением из налоговой базы выплат в пользу лиц, выполняющих работы для товарищества. Результаты проверки оформлены актом от 06.04.04 N 12/47.
Решением налогового органа от 11.05.04 N 12/47 товарищество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 1616 руб. штрафа за неуплату ЕСН; ему доначислено 166484 руб. 50 коп. ЕСН; имевшаяся переплата по ЕСН в сумме 174537 руб. 10 коп. зачтена в счет доначисленных сумм ЕСН; товариществу предложено уплатить 8077 руб. 60 коп. недоимки и 2312 руб. 50 коп. пеней по ЕСН.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных, жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Согласно статье 1 Закона о товариществах товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о товариществах его действие распространяется на отношения собственности в кондоминиумах, помещения в которых принадлежат не менее чем двум домовладельцам, на вновь создаваемые кондоминиумы в процессе строительства и реконструкции, а также на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
Пунктом 1 статьи 16 Закона о товариществах предусмотрено, что бремя расходов на содержание и ремонт общего имущества несут домовладельцы.
В соответствии со статьей 18 Закона о товариществах общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе учета единых правил и норм, утвержденных органами местного самоуправления, и обеспечивают возмещение издержек на обслуживание, текущий и профилактический ремонты, а также возмещение издержек на капитальный ремонт общего имущества. Размер обязательных платежей каждого домовладельца на содержание и ремонт общего имущества пропорционален его доле в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме (доле участия).
Учитывая приведенные правовые нормы, кассационная инстанция считает, что товарищество правомерно не включало в базу, облагаемую ЕСН, выплаты в пользу третьих лиц за выполненные для него работы, произведенные за счет членских взносов.
Довод налоговой инспекции о том, что Законом о товариществах не предусмотрены платежи в виде членских взносов, является несостоятельным. Как правильно указано в кассационной жалобе, понятие членских взносов сформулировано лишь в статье 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“. Согласно названной норме членские взносы представляют собой денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения.
Вместе с тем согласно положениям подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ допускается освобождение от обложения ЕСН выплат за счет членских взносов, производимые не только садоводческими, огородническими и дачными объединениями граждан. Применительно к товариществам собственников жилья членскими взносами следует считать указанные в Законе о товариществах обязательные платежи, периодически вносимые домовладельцами на содержание и ремонт общего имущества.
Кассационная инстанция отклоняет довод налоговой инспекции о том, что предусмотренный подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ перечень организационно-правовых форм некоммерческих объединений граждан является исчерпывающим. Статьей 238 НК РФ предусмотрен перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, а не перечень налогоплательщиков, которым предоставляется льгота по уплате ЕСН (такой перечень содержится в статье 239 НК РФ). По смыслу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ условием освобождения организации от обложения ЕСН является источник выплат в пользу третьих лиц (членские взносы ее участников), а не ее организационно-правовая форма. Применение указанной нормы к одним некоммерческим организациям, существующим за счет членских взносов их участников, и неприменение этой нормы к другим противоречит принципу равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ).
Кроме того, оспариваемое решение налоговой инспекции противоречит разъяснениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изложенным в письмах от 19.06.01 N СА-6-07/463@ и от 13.10.03 N СА-6-05/1064@. Как указано в названных письмах, при решении вопроса об освобождении товарищества собственников жилья от уплаты ЕСН в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ налоговые органы в каждом конкретном случае должны исследовать поступившие взносы на предмет их использования на цели и задачи товарищества, поступления от собственников жилья, а также расходование данных средств на выплаты в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для данного товарищества.
Указанные обстоятельства не исследовались налоговой инспекцией в ходе выездной проверки, что позволяет сделать вывод о недоказанности ответчиком наличия оснований для принятия оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.04 по делу N А56-21662/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
КОРПУСОВА О.А.