Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2004 N А58-4124/03-Ф02-1194/04-С1 Судебные акты по делу отменены, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным акта государственного органа отказано, поскольку, издавая оспариваемый акт, исполнительный и распорядительный орган государственной власти действовал в рамках своих полномочий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 апреля 2004 г. Дело N А58-4124/03-Ф02-1194/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Парской Н.Н., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителей мэрии муниципального образования “Город Якутск“ - Готовцевой С.И. (доверенность N 49-М от 29.12.2003) и Правительства Республики Саха (Якутия) - Позднякова Ю.П. (доверенность N 729-ЕБ от 20.10.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) на решение от 27 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 21 января 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4124/03 (суд
первой инстанции: Эверстова Р.И.; суд апелляционной инстанции: Агальцева Л.В., Столбов В.В., Григорьев Э.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Мэрия муниципального образования “Город Якутск“ (мэрия) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительным абзаца 4 подпункта 1.2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.2003 N 1127-р “Об оплате за поставленное медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений“.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика к участию в деле привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2003 года по делу N А58-4124/03 признан недействительным абзац 4 подпункта 1.2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.2003 N 1127-р “Об оплате за поставленное медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений“ как не соответствующий статье 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 28 Закона Республики Саха (Якутия) “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год“.

Правительству Республики Саха (Якутия) решением суда предложено устранить допущенные нарушения прав и интересов мэрии путем отмены абзаца 4 подпункта 1.2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.2003 N 1127-р.

Постановлением апелляционной инстанции от 21 января 2004 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2003 года по делу N А58-4124/03 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит решение 27 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 21 января 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления мэрии.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.2003 N 1127-р “Об оплате
за поставленное медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений“ предписано Министерству финансов Республики Саха (Якутия) выделить Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) 20000000 рублей по разделу “Столичные функции“ города Якутска.

Мэрия полагает, что данным распоряжением были нарушены права мэрии, выполняющей государственные столичные функции.

Суд поддержал данную позицию мэрии. Законом “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год“ предусмотрены расходы в сумме 96000000 рублей на выполнение государственных столичных функций городом Якутском, получатель этих средств не указан.

Не соглашаясь с таким выводом, заявитель кассационной жалобы указал, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Таких законов ни Правительством Российской Федерации, ни Правительством Республики Саха (Якутия) не принималось.

Постановления Правительства, распоряжения и приказы Министерства финансов не могут заменить закона о наделении мэрии государственными столичными функциями.

В силу статей 2, 3, 4, 8 и 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.10.1999 “О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - городе Якутске“ столичные функции определены как государственные полномочия и их исполнение было возложено на местный орган государственной власти - администрацию города Якутска. Именно этот орган власти в городе Якутске и являлся бюджетополучателем государственных бюджетных средств, предусмотренных в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на исполнение столичных функций городом Якутском.

Заявитель жалобы считает вывод апелляционной инстанции о том, что мэрия наделена как орган правом на исполнение именно государственных столичных функций в городе Якутске, необоснованным.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления N 75514, 75516 от 29.03.2004).

Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция находит решение суда подлежащим отмене.

Как видно из материалов дела, статьей 14 Закона Республики Саха (Якутия) “О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - городе Якутске“ от 29.10.1999 предусмотрено, что определенные законом виды расходов, связанные с осуществлением городом Якутском функций столицы Республики Саха (Якутия), подлежат обязательному возмещению из бюджета Республики Саха (Якутия). Статьей 28 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.12.2002 N 467-11 “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год“ определено: “Предусмотреть в республиканском бюджете расходы в сумме 96000000 рублей на осуществление городом Якутском функций столицы Республики Саха (Якутия)“. 20.09.2003 Правительством Республики Саха (Якутия) было издано распоряжение N 1127-р, абзацем 4 подпункта 1.2 которого предусмотрена оплата за поставленное медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений. В срок до 15 декабря 2003 года предписано Министерству финансов Республики Саха (Якутия) выделить Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) 20000000 рублей по разделу “Столичные функции“ города Якутска.

В части 2 статьи 28 Закона Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2002 года “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год“ предусматриваются расходы в сумме 96000000 рублей на выполнение столичных функций городом Якутском, получатель этих бюджетных средств в Законе определен не был.

В силу Закона Республики Саха (Якутия) “О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - городе Якутске“ таковым являлся местный орган государственной власти (администрация города Якутска), который на момент принятия закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) был действующим органом.

В Республике Саха (Якутия) 10 июля 2002 года был принят Закон N 418-11 “О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными
государственными полномочиями“, в статье 16 которого предусмотрено, что в городе республиканского значения Якутске до принятия соответствующего закона Республики Саха (Якутия) о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями к избранным органам местного самоуправления переходят отдельные полномочия, которые исполнялись прежними органами государственной власти Республики Саха (Якутия).

Судом дано неверное толкование статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 N 418-11 “О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями“ по следующим основаниям:

- в статье 16 Закона N 418-11 “О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями“ речь идет не обо всех государственных полномочиях, которые исполнялись местными органами государственной власти и которые впредь до принятия специального закона передаются избранным органам местного самоуправления, а лишь об отдельных государственных полномочиях;

- в названной статье Закона не конкретизируются эти “отдельные государственные полномочия“, которые передаются избранным органам местного самоуправления;

- не упоминается в ней и о том, что столичная функция - это именно та отдельная государственная функция, которая должна передаваться избранному органу местного самоуправления впредь до принятия специального закона;

- в статье 16 Закона не определен механизм разделения этих отдельных государственных полномочий между всеми избранными органами местного самоуправления, находящимися на территории города республиканского значения Якутска - столицы Республики Саха (Якутия). На территории города республиканского значения Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) только муниципальных образований три, а избранных органов местного самоуправления этих муниципальных образований еще больше;

- в названной статье Закона не определяется конкретный избранный орган муниципального образования “Город Якутск“, на который возлагается обязанность по исполнению отдельных государственных полномочий. А таких избранных органов
в муниципальном образовании “Город республиканского значения Якутск“ согласно статье 15 Устава муниципального образования “Город Якутск“ два:

- представительный орган (городское собрание депутатов города Якутска);

- глава муниципального образования (мэр города). Мэрия города Якутска к числу избранных органов местного самоуправления не относится;

- в названной статье Закона не определяются условия и порядок контроля со стороны органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за передаваемые избранным органам местного самоуправления полномочиями. В силу статьи 6 части 4 Закона Российской Федерации от 26.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ условия и порядок контроля со стороны органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за передаваемыми органам местного самоуправления отдельными государственными полномочиями являются отдельными условиями такой передачи;

- не решен в статье и вопрос о передаче избранным органам местного самоуправления материальных и финансовых средств в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями. В силу статьи 6 части 4 Закона Российской Федерации от 26.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ передача органам местного самоуправления материальных и финансовых средств также должна осуществляться на основе соответствующего закона о наделении их отдельными государственными полномочиями. Вопреки требованиям статьи 7 части 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 N 418-11 “О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями“ не прописан порядок и сроки передачи местному самоуправлению финансовых и материальных средств.

Суд признал подлежащим удовлетворению заявление мэрии муниципального образования “Город Якутск“ о признании недействительным и нарушающим права и законные интересы мэрии муниципального образования “Город Якутск“ абзаца 4 подпункта 1.2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) N
1127-р от 20.09.2003 без достаточных к тому оснований. Мэрия города Якутска не доказала право на осуществление в период принятия распоряжения государственных столичных функций. В судебном заседании кассационной инстанции представитель мэрии пояснила, что в настоящее время разрабатывается проект такого закона.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Согласно доходной части бюджета муниципального образования “Город Якутск“, утвержденного постановлением городского собрания депутатов города Якутска 25 февраля 2003 года, у муниципального образования “Город Якутск“ отсутствует статья доходов “Столичные функции“.

Отсутствие в бюджетной росписи муниципального образования “Город Якутск“ статьи доходов “Столичные функции“ свидетельствует об отсутствии права мэрии на получение бюджетных средств и, как следствие, мэрия не является получателем бюджетных средств по статье “Столичные функции“ до особого на то рассмотрения данного вопроса в законе. Следовательно, права мэрии муниципального образования “Город Якутск“ как получателя бюджетных средств в соответствии со статьей 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации не нарушены.

Законом Республики Саха (Якутия) от 29.12.1999 N 124-11 “О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - городе Якутске“ столичные функции были определены как государственные функции, и исполнение данных функций было возложено на местный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) - администрацию города Якутска.

Суду следовало учесть, что Закон Республики Саха (Якутия) “О государственном бюджете на 2003 год“ принимался до прекращения полномочий местных органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения записи о ликвидации данного лица в Единый реестр юридических лиц.

Поскольку
администрация города Якутска на момент принятия Закона Республики Саха (Якутия) N 468-11 “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год“ ликвидирована не была, получателем бюджетных средств по статье “Столичные функции“ являлся орган государственной власти - администрация города Якутска.

Не заслуживает внимания и довод жалобы о неправомочности перемещения бюджетных ассигнований Правительством Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 223 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств. Следовательно, Правительство Республики Саха (Якутия) как исполнительный и распорядительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) действовало в рамках своих полномочий, издавая распоряжение N 1127-р от 20.09.2003, и у суда не было оснований для признания его недействительным.

Поскольку все обстоятельства по делу судом установлены и суд дал неверное толкование закона, кассационная инстанции считает возможным принять новое решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 14 января 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4124/03 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявленных требований мэрии муниципального образования “Город Якутск“ о признании недействительным абзаца 4 подпункта 1.2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) N 1127-р от 20 сентября 2003 года “Об оплате за поставленное медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений“ отказать.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

М.М.ШЕЛЕМИНА