Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2004 N А19-18174/03-24-Ф02-1223/04-С1 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием судом соответствия выставленных обществом счетов-фактур установленному порядку.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 апреля 2004 г. Дело N А19-18174/03-24-Ф02-1223/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Евдокимова А.И., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании: генерального директора общества с ограниченной ответственностью “Востокэнергосервис“ Романовского И.И. (приказ N 5/12-1 от 05.12.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Востокэнергосервис“ на решение от 19 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18174/03-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Востокэнергосервис“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном
статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 01.08.2003 N 01-1/87 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска (налоговая инспекция) в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 39000 рублей 6 копеек, пеней в сумме 45408 рублей 40 копеек и штрафа в сумме 7800 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 19 декабря 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением от 19 декабря 2003 года, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом не исследован вопрос соответствия предъявленных налогоплательщиком счетов-фактур требованиям положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, которыми не предусмотрена обязанность поставщика указывать в счетах-фактурах данные по грузоотправителю, идентификационный номер налогоплательщика и адрес покупателя.

Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 является подзаконным нормативным актом, общество полагает, что его положения, ограничивающие права налогоплательщиков на зачет (возмещение) налога на добавленную стоимость при представлении составленных с нарушением установленного порядка счетов-фактур, не могут быть положены в основу решения суда, так как противоречат статьям 1 - 4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество считает, что арбитражный суд необоснованно не отменил оспариваемое решение налогового органа в части возложения на налогоплательщика обязанности уплатить налог на добавленную стоимость по исправленным счетам-фактурам, так как при повторном обращении налоговая инспекция отказывает в вычете (возмещении) налога на добавленную
стоимость по названным счетам-фактурам, руководствуясь принятым решением арбитражного суда.

Налоговой инспекцией отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании кассационной инстанции представитель общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, в том числе по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 16.12.1999 по 01.10.2002.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 18.03.2003 N 01/56 и вынесено решение от 01.08.2003 N 01-1/87 о взыскании с общества налога на добавленную стоимость в сумме 117375 рублей 80 копеек, пеней в сумме 49314 рублей 40 копеек и штрафа в сумме 20911 рублей 62 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вывод арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления о признании названного решения недействительным в части отказа обществу в принятии к вычету сумм налога, уплаченного обществу с ограниченной ответственностью “Ардена“ по счету-фактуре N 53 от 21.05.2002, является правильным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога.

Согласно пункту
1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, услуг).

Как следует из пункта 3 заявления общества в арбитражный суд, поставка товара обществом с ограниченной ответственностью “Ардена“ производилась на условиях предоплаты платежными поручениями N 53 от 20 мая 2002 года на сумму 5654 рубля 30 копеек и N 59 от 17 мая 2002 года на сумму 27843 рубля (л.д. 7).

Однако в счете-фактуре N 53 от 21.05.2002 в нарушение подпункта 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не указаны названные платежные поручения, поэтому налоговая инспекция правомерно отказала в принятии указанной в ней суммы налога к вычету.

Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что, поскольку Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, действовавший до 2001 года, не содержал ограничений по применению вычетов по налогу на добавленную стоимость в зависимости от соответствия счетов-фактур установленному порядку их оформления, суд не вправе был применять пункт 8 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996, не основан на законе.

В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации “О Правительстве Российской Федерации“ постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Вопрос о правовой природе того или иного нормативного акта Правительства Российской Федерации как
соответствующего или не соответствующего федеральному закону по своему характеру относится к числу конституционных. Проверка конституционности вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации не проводилась, оно являлось действующим и подлежало применению.

Из приложенных к кассационной жалобе заявления общества, врученного налоговой инспекции 19.12.2003, и ее ответа N 08/27134 от 30.12.2003 следует, что налогоплательщик обращался в налоговый орган с заявлением не о принятии к вычетам сумм налога на добавленную стоимость по исправленным счетам-фактурам (не прилагая их с уточненной декларацией), а о признании незаконным решения налоговой инспекции от 01.08.2003 N 01-1/87 после принятия арбитражным судом решения об отказе в удовлетворении требования общества о признании незаконным названного решения.

Следовательно, несостоятелен довод жалобы о том, что обжалуемое решение суда является препятствием к принятию налоговым органом вновь заявления о применении вычетов по налогу, подтвержденных исправленными счетами-фактурами, и поэтому подлежит отмене.

Вместе с тем суд не исследовал соответствие выставленных обществу в 2000 году счетов-фактур пункту 3 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 (в редакции от 19.01.2000), которым не предусмотрена обязанность поставщика указывать в счетах-фактурах идентификационный номер и адрес покупателя, наименование грузоотправителя и грузополучателя, его почтовый адрес и идентификационный номер (л.д. 48).

Учитывая, что в остальной части обжалуемое решение суда является правильным, но у кассационной инстанции отсутствует возможность рассчитать пени, решение от 19 декабря 2003 года подлежит отмене полностью на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18174/03-24 отменить и дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

И.П.МИРОНОВА