Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2004 N А66-8582-03 Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему РФ, необоснован довод общественной организации инвалидов о том, что налоговые льготы по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ, применяются и в отношении плательщиков указанных страховых взносов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2004 года Дело N А66-8582-03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., рассмотрев 06.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверской областной общественной организации инвалидов “Стройкомплекс“ на решение от 30.12.03 (судья Владимирова Г.А.) и постановление апелляционной инстанции от 11.03.04 (судьи Бажан О.М., Орлова В.А., Рощина С.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8582-03,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Твери (далее - управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с Тверской областной общественной организации инвалидов “Стройкомплекс“
(далее - организация) 824361 руб. 39 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за 2002 - 2003 годы.

Решением суда от 30.12.02 заявленные управлением фонда требования частично удовлетворены. С ответчика взыскано 707537 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2003 годы, 87330 руб. 26 коп. пеней, а также 14213 руб. 53 коп. государственной пошлины.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.04 решение суда оставлено без изменения. С организации также взыскано 7106 руб. 77 коп. государственной пошлины.

В кассационной жалобе организация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговые льготы по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются и в отношении плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы являются налоговыми платежами и входят в состав единого социального налога. Кроме того, организация считает, что судом также нарушен подпункт 2 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“, согласно которому общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ответчик в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован как страхователь в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Организацией за 2002 год и первое полугодие 2003
года сданы расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, согласно которым страхователь должен уплатить 707537 руб. Указанные суммы не были уплачены организацией в добровольном порядке, что послужило основанием для начисления пеней и обращения управления фонда в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности на основании статьи 25 Закона N 167-ФЗ. Сумму недоимки и пеней ответчик не оспаривает.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему Российской Федерации. Указанные страховые взносы не относятся к числу налогов. Следовательно, организации, перечисленные в статье 239 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются только от уплаты единого социального налога, но при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают в полном объеме, поскольку специальной нормы для предоставления льготы по их уплате общественными организациями инвалидов Закон N 167-ФЗ не содержит.

Довод кассационной жалобы относительно отсутствия полномочий управления фонда на направление страхователю требования об уплате страховых взносов и их последующем взыскании не принимается судом кассационной инстанции как несоответствующий законодательству.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон N 165-ФЗ) страховщики имеют право взыскивать со страхователей
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ страховщиками являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Статьей 5 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, взыскание недоимки и пеней по единому социальному налогу произведено управлением фонда в рамках полномочий, предоставленных заявителю федеральным законом.

В кассационной жалобе ответчик также указывает на нарушение судом подпункта 2 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“, согласно которому общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 5 Закона “О государственной пошлине“ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения.

Ответчик, являясь общественной организацией инвалидов (листы дела 5 - 18), подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины согласно названной норме.

Таким образом, в части указанной части решение от 30.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 11.03.04 подлежат изменению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 11.03.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8582-03 отменить в части взыскания с Тверской областной общественной организации инвалидов “Стройкомплекс“ 14213 руб. 53 коп. государственной пошлины судом
первой инстанции и 7106 руб. 77 коп. государственной пошлины судом апелляционной инстанции.

В остальной части решение от 30.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 11.03.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8582-03 оставить без изменения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ВЕТОШКИНА О.В.