Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2004 N А19-13892/03-18-Ф02-773/04-С1 Судебные акты об отказе в признании незаконным решения налогового органа о взыскании задолженности по уплате подоходного налога и пеней за счет имущества налогоплательщика отменены, поскольку обращение взыскания на имущество уголовно-исправительных учреждений запрещено законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 марта 2004 г. Дело N А19-13892/03-18-Ф02-773/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

от государственного учреждения “Исправительная колония N 19“ Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Левшина А.А. (доверенность N 19/11/2-5032 от 24.11.2003),

от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Иркутской области Куриловой Е.Н. (доверенность N 547/08-18 от 18.08.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения “Исправительная колония N 19“ Главного управления
исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области на решение от 3 ноября 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 16 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13892/03-18 (суд первой инстанции: Дубынина Т.В.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Архипенко А.А., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Исправительная колония N 19“ Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее ИК-19 ГУИН Минюста России) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Иркутской области (налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 06.06.2003 N 9 “О взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества предприятия“.

Решением суда от 3 ноября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16 декабря 2003 года решение суда оставлено без изменения.

ИК-19 ГУИН Минюста России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции.

Из кассационной жалобы следует, что налоговым органом не соблюден порядок принудительного взыскания задолженности по налогам и пеней, предусмотренный статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не были направлены инкассовые поручения к счетам, открытым исправительным учреждением в органах федерального казначейства.

Также заявитель кассационной жалобы считает, что судом при рассмотрении дела не применены положения статьи 11 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, запрещающие обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказание, и пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым учреждениям не предоставлено права распоряжаться
закрепленным за ним имуществом.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 16 марта 2004 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10 часов 19 марта 2004 года. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам выездной налоговой проверки ИК-19 ГУИН Минюста России составлен акт N 03-10/17 от 13.03.2003 и принято решение от 31.03.2003 N 03-10/5, которым исправительное учреждение привлечено к ответственности по статье 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ему предложено уплатить 750676 рублей подоходного налога и 803027 рублей пеней.

В связи с неисполнением ИК-19 ГУИН Минюста России требования N 03-10/156 от 01.04.2003 об уплате указанных сумм налога и пеней налоговым органом 06.04.2003 принято решение о взыскании сумм задолженности за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах.

Налоговым органом 06.06.2003 принято решение N 9 о взыскании указанных сумм налога и пеней за счет иного имущества исправительного учреждения.

Судебные инстанции, признавая законным решение налоговой инспекции от 06.06.2003 N 9, исходили из того, что в связи с отсутствием денежных средств на банковских счетах у налогового органа имелись основания для обращения взыскания на иное имущество учреждения. Также суд признал, что налоговым органом соблюден порядок принудительного взыскания с ИК-19 ГУИН Минюста России задолженности по налогу и пеней.

Взыскание налога и пени с налогоплательщика (налогового агента) - организации согласно статье 45, пункту 6 статьи 75
Налогового кодекса Российской Федерации производится в бесспорном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога согласно пунктам 2 и 3 названной статьи производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Из пункта 7 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, отсутствии информации о счетах налогоплательщика, на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) о взыскании суммы задолженности за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса. Такой же порядок согласно пункту 9 статьи 46 и пункту 7 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации применяется при принудительном взыскании пени.

Арбитражный суд установил, что при направлении требования об уплате недоимки и пеней, принятии решения о взыскании задолженности за счет денежных средств исправительного учреждения налоговым органом соблюдены положения статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом правильно не принят во внимание довод ИК-19 ГУИН
Минюста России о том, что налоговым органом не были приняты меры к взысканию задолженности за счет денежных средств учреждения, находящихся на счетах в органах федерального казначейства.

Счета, открытые исправительному учреждению в органах федерального казначейства, не относятся к счетам, понятие которых определено в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому налоговый орган не имеет права предъявлять инкассовые поручения на списание и перечисление сумм задолженности к этим счетам.

Вместе с тем, арбитражный суд не учел, что ИК-19 ГУИН Минюста России является государственным исправительным учреждением, имущество за ним закреплено на праве оперативного управления и находится в федеральной собственности.

В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных Законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает учреждениям отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

По своим обязательствам учреждение согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если их недостаточно, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Кроме того, статьей 11 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ запрещено обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказание.

Следовательно, налоговый орган не имел права обращать взыскание на имущество исправительного учреждения для взыскания задолженности по налогу и пеней.

В связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального права обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения
об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 3 ноября 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 16 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13892/03-18 отменить.

Принять новое решение. Признать незаконным решение от 06.06.2003 N 9 “О взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества предприятия“, принятое заместителем руководителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Иркутской области.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

Н.М.ЮДИНА