Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2004 N А33-11883/03-С3-Ф02-181/04-С1 Решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований налогового органа о взыскании штрафа за неуплату налогов и сборов отменено, так как в целях сопоставимости данных бухгалтерского учета изменение учетной политики должно вводиться на предприятиях (в учреждениях) с начала финансового года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 января 2004 г. Дело N А33-11883/03-С3-Ф02-181/04-С1“
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Косачевой О.И.,
судей: Евдокимова А.И., Мироновой И.П.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска на решение от 7 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11883/03-С3 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с краевого государственного учреждения здравоохранения “Красноярская краевая станция переливания крови“ (учреждение) штрафа в сумме 282 рублей 80 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 7 октября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 7 октября 2003 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, изменив учетную политику в течение финансового 2000 года, учреждение нарушило пункт 1 статьи 4, пункт 4 статьи 6 Федерального закона “О бухгалтерском учете“, что повлекло за собой занижение налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Налоговая инспекция полагает, что отсутствие в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 N 107н положения, запрещающего бюджетным учреждениям вносить изменения в учетную политику в течение финансового года, не означает, что такое изменение учетной политики разрешено.
Учреждением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления N 4897, 4898 от 27.01.2004), однако на заседание своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль и платы за загрязнение окружающей среды за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, налогов на пользователей автомобильных дорог, на имущество, сбора на нужды образовательных учреждений за период с 01.01.2000 по 30.09.2002, сборов за уборку территории, на содержание муниципальной милиции за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за период с 01.01.2000 по 31.12.2000.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 24.03.2003 N 54 и вынесено решение от 07.04.2003 N 46 о взыскании с учреждения в том числе налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 4020 рублей, пеней в сумме 1103 рублей 72 копеек за неуплату названного налога и штрафа в сумме 282 рублей 80 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требованием N 5531 учреждению предложено в добровольном порядке в срок до 17.04.2003 уплатить в бюджет исчисленную по результатам проверки сумму штрафа.
Неисполнение названного требования об уплате штрафа в сумме 282 рублей 80 копеек послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о принудительном его взыскании.
Вывод арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что поскольку учреждение является бюджетным, на него в силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации не распространяется Положение “О возможности изменения учетной политики только с 1 января года, следующего за годом его утверждения“, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Федерального закона настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации - это в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации).
Как следует из пункта 1.4 Устава учреждения, оно является юридическим лицом (л.д. 8). Следовательно, на него распространяются требования, установленные Федеральным законом “О бухгалтерском учете“, в том числе о введении изменений учетной политики с начала финансового года.
Поэтому решение от 7 октября 2003 года подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права с принятием кассационной инстанцией нового решения об удовлетворении заявления о взыскании штрафа в сумме 282 рублей 80 копеек за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Учитывая, что учреждение является бюджетным, кассационная инстанция полагает возможным снизить размер государственной пошлины за рассмотрение заявления и кассационной жалобы до 20 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 7 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11883/03-С3 отменить.
Принять новое решение.
Взыскать с краевого государственного учреждения здравоохранения “Красноярская краевая станция переливания крови“, находящегося по адресу: город Красноярск, улица П.Железняка, 3 “М“, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 15.10.2002 за номером 1022402476436, в соответствующий бюджет штраф в сумме 282 рублей 80 копеек и в доход федерального бюджета - 20 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительные листы.
Председательствующий
О.И.КОСАЧЕВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
И.П.МИРОНОВА