Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2004 N А56-33471/03 Поскольку нормами НК РФ право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), ИМНС неправомерно отказала налогоплательщику в возмещении из бюджета НДС по экспорту в связи с отсутствием в бюджете источника возмещения указанного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2004 года Дело N А56-33471/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Малышевой Н.Н., Кочеровой Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Тарасова Д.Б. (доверенность от 06.10.2003 N 17-01/30374), рассмотрев 11.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение от 10.11.2003 (судья Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33471/03,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной
ответственностью “Энерготекс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 17.07.2003 N 742 в части отказа обществу в возмещении из бюджета 246411 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за март 2003 года.

Решением от 10.11.2003 требования общества удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2004 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество не имеет права на возврат налога на добавленную стоимость, поскольку в бюджете отсутствует источник его возмещения. Налоговая инспекция считает, что возмещение сумм налога осуществляется только после подтверждения факта уплаты налога поставщиками товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт.

В данном случае обществу отказано в возмещении 246411 руб. налога на добавленную стоимость на основании результатов камеральной проверки, в ходе которой выявлено, что поставщик экспортируемого заявителем товара не подтвердил выполнение своих обязанностей по уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, полученных при осуществлении расчетов за товар, а также не представляет отчетность в налоговые органы по месту своего нахождения.

Общество о времени и месте слушания дела надлежаще извещено, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по налогу
на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2003 года, а также предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение указанной ставки налога и налоговые вычеты в сумме 246411 руб. в связи с экспортом запасных частей к электрооборудованию.

Решением от 17.07.2003 N 742, принятым по результатам проверки, инспекция отказала обществу в возмещении 246411 руб. налога, ссылаясь на неподтверждение факта уплаты налога на добавленную стоимость поставщиком товара, реализованного на экспорт.

Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление общества о признании недействительным решения налоговой инспекции, нарушающего права налогоплательщика и не соответствующего нормам законодательства о налогах и сборах.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172, 173, 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен, в частности, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых налоговым органом не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговая инспекция в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должна проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ, а согласно пункту 2
статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.

В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Из материалов дела видно, что инспекция не оспаривает факт экспорта товара и представление обществом полного комплекта документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также документов, подтверждающих оплату товара поставщикам вместе с налогом на добавленную стоимость. Следовательно, представленными документами налогоплательщик подтвердил свое право на налоговые вычеты в сумме 246411 руб. по экспортной декларации за март 2003 года.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа, принятое с нарушением норм налогового законодательства. Основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33471/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

КОЧЕРОВА Л.И.