Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2004 N А19-12222/03-21-Ф02-4837/03-С1 Судебные акты об освобождении от административной ответственности за нарушение установленного порядка таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через границу РФ, отменены, поскольку содержащиеся в материалах дела выводы о малозначительности данного правонарушения не основаны на законе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 января 2004 г.

Дело N А19-12222/03-21-Ф02-4837/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Мироновой И.П., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании представителей: от Иркутской таможни - Анисимовой О.В. (доверенность от 24.03.2003 N 15), от Федерального государственного унитарного предприятия “Восточно-Сибирская железная дорога“ - Яроцкой Н.К. (доверенность от 31.12.2003 N 320/846),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской таможни на решение от 5 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 20 октября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12222/03-21 (суд первой инстанции:
Стрижова Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Скубаев А.И.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Восточно-Сибирская железная дорога“ (далее - ФГУП “ВСЖД“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Иркутской таможни по делу об административном правонарушении N 10607000-303/2003 от 25 июня 2003 года.

Решением суда от 5 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление Иркутской таможни по делу об административном правонарушении N 10607000-303/2003 от 25 июня 2003 года изменено в части привлечения ФГУП “ВСЖД“ к административной ответственности: предприятие освобождено от ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей и ему объявлено устное замечание.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 октября 2003 года решение суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Обжалуя судебные акты, принятые по настоящему делу, Иркутская таможня считает, что суд не вправе изменить постановление об административном правонарушении в связи с малозначительностью, так как в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таким правом обладают судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В отношении ФГУП “ВСЖД“ таможня вынесла постановление об административном правонарушении и в суд материалы дела на рассмотрение не передавала, следовательно, суд неправомерно применил статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таможня также считает, что деяние, совершенное предприятием, не подпадает под признаки малозначительности правонарушения, в связи с чем просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУП “ВСЖД“ отклоняет изложенные в ней доводы; считает, что, применяя статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд действовал в
пределах предоставленных ему полномочий с учетом фактических обстоятельств дела, проигнорированных таможней, а именно: осуществление перегруза товара по причине аварийной ситуации, при которой перевозчик обязан действовать в соответствии с требованиями статей 39, 141 Таможенного кодекса Российской Федерации; указывает на нарушение таможней в процессе административного расследования требований статей 1.5, 1.6, 28.1, 28.2, 28.5, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая судебные акты, принятые по настоящему делу, законными и обоснованными, ФГУП “ВСЖД“ просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 28.04.2003 на станции Черемхово ВСЖД в 15 часов 50 минут от поезда N 2304 был отцеплен вагон N 42512863 с товаром (лесоматериалы), находящимся под таможенным контролем, в связи с перекосом погрузки вправо на 120 - 150 мм, возникшим в результате нарушений технических условий погрузки.

Грузоотправитель - ООО “Ир-Хай“ - был информирован о возникшей ситуации, и его представитель выехал на станцию Черемхово. Усольскому таможенному посту как ближайшему таможенному органу сообщение об обстоятельствах дела не направлялось.

29.04.2003 вагон осмотрен комиссией, которая приняла решение о его перегрузе, на следующий день поданы вагоны для перегруза, который начат 01.05.2003 и закончен 02.05.2003. По окончании перегруза в адрес Иркутской таможни ФГУП “ВСЖД“ направило справку от 02.05.2003 N 32-25 о перегрузе вагона N 42512863 в вагоны N 67436485 и N 65700650.

Определением Иркутской таможни от 12 мая 2003 года в отношении ФГУП “ВСЖД“ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведено административное расследование.

О факте правонарушения составлен протокол
об административном правонарушении N 10607000-303/2003 от 10.06.2003.

Постановлением по делу об административном правонарушении N 10607000-303/2003 от 25.06.2003 ФГУП “ВСЖД“ привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда, что составило 20000 рублей.

Принимая решение об изменении вышеуказанного постановления, суд исходил из того, что факт административного правонарушения установлен таможенным органом и подтвержден соответствующими доказательствами, однако, учитывая, что данное правонарушение не повлекло общественно опасных последствий и не нанесло ущерба интересам граждан, общества и государства, суд освободил ФГУП “ВСЖД“ от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и объявил предприятию устное замечание.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 134, 195 Таможенного кодекса Российской Федерации, пунктом 7.5 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20.05.1996 N 304, грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, осуществляются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется грузовая операция.

Как видно из материалов дела, перегрузка товара (лесоматериалов) произведена ФГУП “ВСЖД“ без разрешения таможенного органа - Усольского таможенного поста, в регионе деятельности которого осуществлена данная грузовая операция.

Проведение грузовых и иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Установив
в действиях ФГУП “ВСЖД“ состав правонарушения, предусмотренный статьей 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Иркутская таможня на законных основаниях привлекла предприятие к административной ответственности.

Вывод арбитражного суда о том, что перегрузка товара совершена в условиях аварийной ситуации, не подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 3 приложения N 2 к Приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.01.1994 N 1Ц “О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте“ к авариям относятся: столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п. 2, но в результате которых повреждены локомотивы или вагоны соответственно в объемах ремонта ТР-2 и деповского или более сложных ремонтов; столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п. 2, но в результате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов в объеме капитального ремонта; столкновения и сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых: погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Как видно из материалов дела, вышеуказанных аварий, вследствие которых ФГУП “ВСЖД“ могло осуществить перегруз товара без разрешения таможенного органа, не возникало: отцепление вагона N 42512863 произошло в связи с перекосом погрузки, возникшим в результате нарушений условий. Следовательно, у ФГУП “ВСЖД“ отсутствуют правовые основания ссылаться на положения статей 39, 141 Таможенного кодекса Российской Федерации о том, что принятые им меры по перегрузке товара осуществлены вследствие аварии.

В
соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится в том числе и решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса.

Следовательно, довод кассационной жалобы об отсутствии у суда полномочий по применению положений статьи 2.9 указанного Кодекса как органа, не рассматривающего дело об административном правонарушении, не основан на законе и отклоняется судом кассационной инстанции.

Вместе с тем вывод Арбитражного суда Иркутской области о малозначительности совершенного ФГУП “ВСЖД“ правонарушения в связи с отсутствием общественно опасных последствий и отсутствием ущерба интересам граждан, общества и государства не основан на законе.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный порядок таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Осуществив перегрузку товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа, ФГУП “ВСЖД“ причинило вред публичным интересам в сфере таможенного контроля, осуществляемого государственными органами. При этом причиненный вред не связывается законодателем с его материальными последствиями, поскольку состав правонарушения, предусмотренный статьей 16.13, является формальным.

Руководствуясь статьями 102, 104, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 20 октября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12222/03-21 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного
предприятия “Восточно-Сибирская железная дорога“ о признании незаконным и отмене постановления Иркутской таможни по делу об административном правонарушении N 10607000-303/2003 от 25 июня 2003 года отказать.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

И.П.МИРОНОВА

П.В.ШОШИН