Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.11.2004 N А09-3931/04-22 Нормы Налогового кодекса РФ не содержат положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные за приобретенные товары либо основные средства при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 ноября 2004 г. Дело N А09-3931/04-22“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Брянской области на Решение от 16.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-3931/04-22,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Ретро“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Брянской области от 29.03.2004 N 99 и требования от 31.03.2004 N 3511, а также об обязании налогового органа возвратить списанную с расчетного
счета общества в безакцептном порядке сумму в размере 94003 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.06.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004 этого же арбитражного суда решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС РФ N 12 по Брянской области просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Брянской области на основании камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2003 года, представленной ООО “Ретро“, вынесено Решение от 29.03.2004 N 99 о доначислении обществу налога на добавленную стоимость в сумме 94267 руб. и привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 18853 руб.

Основанием для доначисления налога явился вывод инспекции об обязанности общества в случае перехода на уплату единого налога восстановить суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по ранее приобретенным основным средствам и товарам, которые будут использоваться и реализовываться после перехода на упрощенную систему налогообложения.

31.03.2004 налоговым органом в адрес общества было направлено требование N 3511 об уплате указанных сумм налога и штрафных санкций. Впоследствии Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Брянской области с расчетного счета ООО “Ретро“ в безакцептном порядке списана сумма 94003 руб.

Полагая, что решение и требование налогового органа противоречат требованиям налогового законодательства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды
первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку.

С 01.01.2004 ООО “Ретро“ перешло на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога.

В силу п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Статья 172 Кодекса предусматривает порядок применения налоговых вычетов.

Правомерность отнесения обществом до 01.01.2004 к вычетам сумм налога по основным средствам и приобретенным товарам инспекцией не оспаривается.

Согласно п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 настоящей статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Пункт 2 ст. 170 Кодекса определяет, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и материальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и реализации товаров, не подлежащих налогообложению, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; приобретения товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога; приобретения товаров (работ, услуг) для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции
по реализации которых не признаются реализацией товара в соответствии с п. 2 ст. 146 Кодекса.

Следовательно, п. 3 ст. 170 Кодекса предусмотрено восстановление только сумм налога на добавленную стоимость, в том числе по приобретенным товарам, которые в нарушение п. 2 ст. 170 Кодекса неправомерно отнесены к налоговым вычетам, при этом ни нормы данной статьи, ни гл. 26.2 Кодекса “Упрощенная система налогообложения“ не содержат положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные за приобретенные товары либо основные средства при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-3931/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Брянской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.