Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.09.2004 N А35-4056/03-С2 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налога за счет имущества направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 сентября 2004 г. Дело N А35-4056/03-С2“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Курску на Решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2004 по делу N А35-4056/03-С2,

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное унитарное предприятие “Курское дорожное ремонтно-строительное управление N 1“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления Инспекции МНС РФ по г. Курску от 26.05.2003 N 20-13/729 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества налогоплательщика на сумму 7362590 руб. 72 коп.

Решением Арбитражного суда Курской области
от 26.05.2004 признано незаконным Постановление Инспекции МНС РФ по г. Курску от 26.05.2003 N 20-13/729 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества налогоплательщика в части взыскания пени в сумме 6609342 руб. 49 коп. В остальной части требований отказано.

В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение арбитражного суда в части удовлетворенных требований предприятия отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит судебный акт подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговым органом были направлены в адрес предприятия ряд требований об уплате налогов, сборов и пени в установленные инспекцией сроки, в том числе требование от 25.03.2003 N 2493 об уплате пени по налогам в сумме 11789384 руб. 33 коп.

В связи с неисполнением предприятием требований, налоговым органом приняты решения о взыскании задолженности и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.

Поскольку денежные средства на счетах предприятия отсутствовали инспекцией принято Решение от 26.05.2003 N 20-13/729 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества ОГУП “Курское ДРСУ N 1“, а также Постановление от 26.05.2003 N 20-13/729 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества ОГУП “Курское ДРСУ N 1“, которое направлено для исполнения в службу судебных приставов.

Не согласившись с данным постановлением инспекции, предприятие обратилось с заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового
органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Порядок направления требования об уплате налога установлен статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Как следует из пункта 1 названной статьи, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Пунктами 1 - 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней
после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание.

Как следует из пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке исполнительного производства.

Срок вынесения такого решения Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен, поскольку в данном случае изменяется лишь способ исполнения решения о взыскании налогов и пеней в бесспорном порядке.

Признавая частично незаконным постановление инспекции суд пришел к выводу, что оспариваемое плательщиком постановление налоговым органом принято незаконно, за пределами всех установленных сроков предъявления требований и принятия решений по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 6609342 руб. 49 коп., ссылаясь на то, что сумма пени, указанная в требовании N 2493, не соответствует сумме пени отраженной в лицевом счете плательщика по НДС, по налогу на содержание жилфонда и местным налогам, по страховым взносам, по единому социальному налогу за период с 01.01.2003 по 24.03.2003.

Из решения суда следует, что инспекцией по требованию N 2493
обоснованно начислена пеня по НДС в сумме 144696 руб. 16 коп., по налогу на содержание жилфонда и местным налогам в сумме 12404 руб.05 коп., по страховым взносам в сумме 154491 руб. 55 коп., по единому социальному налогу в сумме 132247 руб. 03 коп. в пределах трехмесячного срока с 01.01.2003 по 24.03.2003. Этот вывод суда никак не мотивирован.

Из материалов дела нельзя установить, в связи с чем неправомерно начислена оставшаяся часть пени (ее размер в решении не указан), на какую задолженность и по каким налогам, не исследованы основания начисления пени исходя из положений статьи 75 Налогового кодекса РФ, не дана оценка доводам налогового органа о том, что требование, направляемое налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 70 НК РФ, должно содержать сведения о трехмесячной задолженности только по налогу, акт сверки по размеру пени, указанной в оспариваемом требовании, сторонами не составлялся.

Кроме того, судом не исследовался вопрос о размере пени по налогу на доходы физических лиц, которая подлежит уплате на основании требования N 2493. В решении суда указано, что общая сумма пени по данному требованию составляет 10594323 руб. 64 коп, тогда как согласно требования подлежат уплате пени - 11789384 руб. 33 коп. Кроме того, требование N 2493 налогоплательщиком не оспорено.

В нарушение п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, суд в мотивировочной части решения не указал законы, которыми он руководствовался, признавая частично незаконным постановление инспекции.

Из пояснений налогового органа видно, что им принималось решение о реструктуризации кредиторской задолженности ОГУП “Курское ДРСУ N 1“, в том числе по налогу на добавленную стоимость, налогу на содержание жилфонда, единому социальному
налогу, налогу с продаж, налогу на землю. Этому обстоятельству судом оценка не дана.

Учитывая изложенное, решение арбитражного суда о признании незаконным постановления налогового органа в части взыскания пени по налогам в сумме 6609342 руб. 49 коп подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2004 по делу N А35-4056/03-С2 в части признания незаконным Постановления Инспекции МНС РФ по г. Курску от 26.05.2003 N 20-13/729 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества в части взыскания пени по налогам в сумме 6609342 руб. 49 коп. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.