Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 20.07.2004 N А35-6819/03-С21 Финансирование расходов, связанных с реализацией закона о социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, возмещается из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 июля 2004 г. Дело N А35-6819/03-С21“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Курской области на Решение от 26.01.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-6819/03-С21,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “ЦентрТелеком“ в лице Железногорского УЭС Курского филиала ОАО “ЦентрТелеком“ обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Комитету финансов Курской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Курской области и отделению
федерального казначейства по Дмитриевскому району о возмещении убытков в сумме 5386 руб. 45 коп., связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи гражданам, проживающим в г. Дмитриеве и Дмитриевском районе Курской области, в соответствии с Законом РФ от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в редакции Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1 за период с августа 2000 г. по декабрь 2001 г.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, уменьшив сумму иска до 4902 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 26.01.2004 иск удовлетворен частично. С Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 4645 руб. 50 коп. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2004 решение суда оставлено без изменения.

Не соглашаясь с указанными судебными актами, Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Курской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом области норм материального права.

В настоящее судебное заседание представители истца и ответчиков не явились. О времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще. Учитывая требования ст. 284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судом области, в соответствии с Законом “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ от 15.05.91 N 1244-1 ОАО “ЦентрТелеком“ в период с августа 2000 г. по декабрь
2001 г. предоставляло льготы по оплате услуг связи лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, проживающим в г. Дмитриеве и Дмитриевском районе Курской области.

Расходы истца за указанный период составили 4902 руб., однако суд, применив срок исковой давности, взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ 4645 руб. 50 коп. убытков.

При принятии решения и постановления судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Право организации на возмещение расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, предусмотрено двумя правовыми актами: Законом РФ N 1244-1 и Постановлением Правительства РФ от 24.04.96 N 506 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Постановление N 506).

Статьей 5 Закона N 1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. При этом законодатель не указал исчерпывающий перечень расходов, которые подлежат возмещению, следовательно, должны возмещаться все расходы, связанные с реализацией Закона.

Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок компенсации организациям расходов, связанных с реализацией Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Закона Правительство РФ издало Постановление N 506, п. 2 которого обязывает Минфин РФ при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать ассигнования на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1. При этом, как и законодатель, Правительство никак не ограничивало Министерство финансов в видах расходов на реализацию вышеназванного Закона.

Пунктом 2 утвержденного этим же Постановлением Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС“, установлено, что Главное управление Федерального казначейства Минфина РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета, на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанным Законом льгот и компенсаций, в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц с последующим уточнением, т.е. Правительство предусмотрело финансирование фактических расходов, связанных с реализацией Чернобыльского закона, никак не ограничивая их перечень и размер.

Таким образом, вышеперечисленные нормативные акты установили право истца на возмещение за счет средств федерального бюджета понесенных им расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1; размер расходов - фактически понесенные расходы; порядок возмещения - авансирование, исходя из фактических выплат за предыдущий месяц с последующим уточнением; орган, производящий возмещение понесенных предприятиями расходов за счет средств федерального бюджета, - органы Федерального казначейства Минфина РФ.

Судом установлено, что в указанный период Курской области средства федерального бюджета на финансирование выполнения Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ не выделялись.

Понесенные истцом убытки являются следствием неправомерного бездействия ответчиков.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответственно субъектом РФ или муниципальным образованием.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Интересы казны Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ представляет
Министерство финансов Российской Федерации.

При названных обстоятельствах судебные инстанции, разрешив спор, пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований, применив нормы материального права, подлежащие применению.

В судебных актах дана верная оценка спорным правоотношениям, выводы основаны на исследовании всех доказательств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Нарушений норм материального права либо норм процессуального права, допущенных судом при вынесении обжалуемых судебных актов, влекущих их отмену, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.01.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-6819/03-С21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Резолютивная часть постановления изготовлена в судебном заседании 15.07.2004.